Резьба по дереву (фото подборка)
Резьба по дереву. Основные виды.
Плосковыемчатая резьба
Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.
В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:
Геометрической или контурной.
Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.
Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.
Плоскорельефная резьба
Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.
Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.
- Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)
Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.
Рельефная резьба
Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.
Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.
Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.
Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.
Прорезная резьба
Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.
Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.
Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.
- Накладная, или наклейная резьба
Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.
Скульптурная резьба
Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.
Домовая резьба
Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.
Больше спасибо за внимание!
Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”
Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!
Статьи
Устройство киота для иконы
Как устроен простой глухой киот для иконы
Глухой киот – это киот, который не открывается с лицевой стороны. Достать икону можно только с обратной стороны.
Киот может быть как с внутренней рамкой (часто окрашенной под золото), так и без неё.
Глубина киота зависит, в первую очередь, от толщины иконной доски и внутренней рамки.
Стекло я использую тощиной 2,5 – 3мм, в качестве задней стенки – ДВП.
Внутри киота икона позиционируется с помощью тонких брусочков, прикрученных к внутренней рамке.
Для увеличения фотографии – кликните на ней грызуном
Обратная сторона киота, без задней стенки
Как правильно и точно узнать толщину иконной доски?
Доска измеряется с торца в верхней точке изгиба.
3d-модель киота, выполненная в программе SketchUp
Как правильно измерить толщину иконной доски
Очень часто ко мне обращаются люди с просьбой изготовить киот для иконы.
При этом не всегда есть возможность передать мне в мастерскую саму икону.
Это может происходить по причине расстояния или когда икону ещё пишет иконописец, или она на реставрации.
Многие хотели бы готовую икону сразу вставить в надёжный киот, тем самым защитив её от окружающей среды и некоторых неблагоприятных воздействий: пыли, свечной копоти, перепадов влажности и температуры (особенно если икона будет находиться в храме).
Отсылать мне икону почтой – тоже вариант не из лучших, особенно если икона ценная или древняя: что случится с ней в дороге не знает никто. И сама почта тоже ))
Остаётся самый простой вариант – снять необходимые размеры с иконы и передать их мне сообщением.
Замерить длину и ширину иконы не составляет никакой сложности, а вот с толщиной бывают проблемы.
Дело в том, что многие иконы, писаные на иконной доске, со временем деформируются, выгибаются несмотря на наличие шпонок с обратной стороны. Замерять толщину такой иконной доски надо не с краю, а посередине торца.
Для этого положите икону на ровную поверхность, на стол.
И приложите линейку так, как показано на рисунках:
«Я захотела научиться столярному делу — и я этого добилась»
Ольга Нарадовская живет в деревне Великая Кракотка больше десяти лет, сама она родом из Солигорска.
Несколько лет тому назад с мужем в Великой Кракотке они открыли небольшую столярную мастерскую «Ель и дрель», где изготавливают иконостасы для храмов, аналои, престолы и другую церковную утварь.
В изготовлении многих вещей Ольга помогает мужу, а многие делает самостоятельно.
— Вообще у меня торговое образование. В 2012 году мы с мужем ездили работать в Сергиев Посад, где и пришлось работать в столярной мастерской. Муж изготавливал деревянные стеклопакеты, а я их шлифовала и красила. Через год мы вернулись в нашу любимую Кракотку, где немного поработали при монастыре, а затем решили открыть свою маленькую мастерскую. Сразу я увлекалась декупажем, потом полюбила деревообрабатывающий станок-рейсмус, а затем постепенно освоила и фрезер, и токарный станок, — рассказывает Ольга о своих шагах в освоении столярного дела.
Более сложные изделия, такие как аналои, киоты, Ольга и Роман делают вместе. А ключницы, тарелки из разных пород дерева, угловые полки, полки для икон — дело рук Ольги. Подсвечники — так это вообще ее задумка и фантазия.
— На сегодняшний день мне очень нравится работать за токарным станком. Вставил кусочек дерева — и из него получился замечательный подсвечник или бокал. Я считаю, что нет ничего невозможного, главное — желание, и всё получится. Вот я захотела научиться столярному делу — и я этого добилась, — говорит Ольга.
Изготовление киота для иконы
Изготовление оглавления с резьбой по дереву для киота
Похожим способом были сделаны оглавления (верх) для киотов на фото внизу.
Чтобы увеличить изображение – кликните на нём мышью.
Вначале на бумаге, в соответствии с размерами и пропорциями будущего киота, рисуется эскиз оглавления в реальном размере. Определяется где будет располагаться резьба по дереву, предварительно рисуется и сам эскиз резьбы.
Затем рисунок переносится на лист ДВП или фанеры и аккуратно, как можно точнее, выпиливается лобзиком на небольшой скорости, без включения маятникового хода. Пилка с мелким зубом (я использую пилки BOCH T101 AO или Gepard Т101 АО)
Таким образом мы изготовили шаблон, по которому при помощи фрезера будем изготавливать сам верх (корону, оглавление) киота.
На фото внизу два готовых шаблона: первый из ДВП – это стенка оглавления, фон, на который будет крепиться резьба по дереву. Второй шаблон из фанеры – это карниз, арочный фриз киота, он будет изготовлен из дерева.
Все изгибы, закругления, линии шаблонов тщательно вышлифовываются наждачной шкуркой. От того насколько симметричным, ровным и аккуратным будет наш шаблон – зависит внешний вид готового оглавления киота в будущем.
Следующие фото – это шаблон для нижней и верхней части киота
Шаблон из ДВП ложим на лист фанеры и обводим карандашом.
После этого выпиливаем лобзиком близко к нарисованной линии, но не касаясь самой линии.
Прикручиваем шаблон в фанерной заготовке.
С помощью фрезера и прямой копировальной фрезы с подшипником обходим заготовку по контуру.
Подшипник на фрезе двигается по краю шаблона, а фреза убирает на заготовке лишний материал.
При этом заготовка в точности копирует профиль шаблона.
Арочный карниз тоже обводим карандашом на деревянном щите.
Вырезаем лобзиком, грубо, не касаясь линии.
Прикрепляем шаблон к заготовке и повторяем предыдущие операции.
Шаблон крепим при помощи саморезов на обратную сторону детали, не на лицевую – чтобы на готовом элементе не было видно следов от саморезов.
Хотя если и ошибётесь – шпаклёвка в помощь.
То же самое повторяем при изготовлении элемента для нижней части киота.
С помощью кромочной калёвочной фрезы выбираем нужный профиль с лицевой стороны карниза.
Затем выбираем неглубокий (5-8мм) паз внутри карниза.
Соединяем карниз со стенкой оглавления.
Можно сразу склеивать между собой две детали и красить потом в сборе, но мне удобнее лакировать и тонировать эти два элемента по отдельности.
Вид с лицевой и обратной стороны.
Эскиз, шаблон резьбы по дереву
Накладная резьба для киота
Изготовление резного декора для оглавления напольного киота.
Верх (или оглавление, корона) напольного киота представляет собой арку с накладной резьбой по дереву.
Внутри арки будет находиться православный восьмиконечный крест с резным декором.
В начале чертим саму арку в масштабе 1:1 и затем крест, вокруг которого будет размещаться наша резьба по дереву.
Первоначально эскиз рисуется “от руки”, точность линий, плавность закруглений на этом этапе не играют существенной роли. Главное – расположить узор равномерно вокруг креста, соблюдая в общих чертах пропорции, создать логичный и законченный рисунок растительного орнамента.
После этого при помощи лекал выравниваем нарисованные “от руки” линии, добиваясь плавности переходов, округлости завитков, добавляем мелкие детали в эскиз.
Рисуем, как обычно, только одну левую часть узора – правая будет строго ей симметрична.
Для того, чтобы понять как будет выглядеть готовая резьба можно приложить зеркало вдоль вертикальной линии (проходящей по кресту). В зеркале отразится правая часть эскиза резьбы, то есть нам станет виден весь узор в целом.
Карандашом затушёвываю те части эскиза, которые будут резаться прямыми стамесками. Незатенённые участки – полукруглыми резцами.
Некоторые мастера вырезают эскиз и приклеивают его на деревянную заготовку. Затем по линиям эскиза с помощью лобзика удаляют ненужные части узора и режут резцами прямо по бумаге и по заготовке одновременно.
При таком способе шаблон эскиза не сохраняется и если в последствии потребуется в точности изготовить аналогичный декор – приходится заново создавать рисунок.
Я делаю иначе: ламинирую рисунок эскиза простым прозрачным скотчем с двух сторон. Затем с помощью резцов аккуратно вырезаю его и получаю шаблон для резьбы, который можно использовать много раз. Можно назвать это трафаретом.
Шаблон прикладываю к заготовке и обвожу острозаточенным карандашом или ручкой. При помощи лобзика убираю всё лишнее и получаю заготовку для резьбы. Внешне – это домовая прорезная резьба, но нам ещё предстоит поработать над ней резцами и стамесками. Для того, чтобы мне было понятно где, что и чем резать – я переношу рисунок эскиза на деревянную деталь. Тоже с помощью лекал.
После обработки резцами готовый декор вручную шлифуется мелкой шкуркой.
Шкуркой убираем подпалины от пилки лобзика, сглаживаем неровности после работы стамесками.
Перевернув резьбу можно подрезать резцами в некоторых местах обратную сторону узора. Таким образом мы как бы приподнимем, отделим наш резной декор от фона, к которому он будет крепиться.
На следующих фото резьба по дереву покрыта прозрачным лаком.
Деревянный щит для заготовки клеился из разных делянок – это видно по разному цвету дощечек. В данном случае это не важно – готовый резной декор будет окрашиваться краской “под золото”.
Лак играет роль грунта и несколько нанесённых слоёв позволят получить гладкую поверхность перед покрытием золотом.
Резьба по дереву на киоте окрашеная “под золото”.
Резьба по дереву фотографии, рисунки и эскизы
Дерево традиционно являлось материалом, который использовался для наружной и внутренней отделки жилых помещений. И сегодня ажурная резьба по дереву, фотографии рисунки и эскизы которой можно встретить в красочных искусствоведческих изданиях и в Интернете, поражают воображение своей красотой и изяществом.
Люди, которые любят изготавливать декор собственными руками, способны освоить мастерство художественной резки. Древесина позволяет создавать жанровые картины и декоративные композиции, которыми можно украсить собственный дом и дарить знакомым. Любимое мастерство в руках ценителя красоты природного материла может стать основной профессией. Спрос на деревянные резные изделия сегодня высок как никогда.
Инструменты для работы
Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.
Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.
Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:
- ножи;
- лобзики;
- надфили;
- стамески;
- электродрель;
- сверла;
- бруски;
- долота;
- ложкорезы;
- фрезеровальную машину;
- бормашину.
Совет новичку:при выборе инструментов для работы необходимо ориентироваться на качество и прочность таких изделий. На первых этапах можно обойтись небольшим количеством приспособлений.
Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.
Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.
К мягким породам относятся:
Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:
Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.
Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.
Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.
Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.
Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.
Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.
Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.
Художественные темы и сферы использования
Резчик использует в работе различные эскизы, с которых он снимает изображение и переносит его на поверхность заготовки. Сегодня для этого не обязательно использовать изображение, выполненное от руки карандашом. Современные технические достижения позволяет применять фотографии и отсканированные цифровые изображения, которые можно взять в Интернете.
Эскиз орнамента
Образцы для художественной обработки древесины отличаются декоративным и тематическим разнообразием. В Интернете на сайтах, посвященных этому прикладному ремеслу, представлен большой выбор тем для резки. Деревянным узорочьем украшают фасадную часть деревянного дома. Такой декор отлично будет смотреться на дверях и на стенах. Художественная резка используется для производства и отделки мебели и посуды.
Большой популярностью у покупателей пользуется кухонная утварь и интерьерные деревянные изделия, украшенные замысловатым ажуром. В каждом конкретном случае мастер выбирает материал, создает эскиз будущего изделия и приступает к работе.
Рисунки бывают разнообразные по своей тематике. Используются геометрические растительные мотивы. Часто деревянную поверхность украшают жанровыми сценками, на которых изображены животные, люди и деревья. Дерево очень пластичный материал, и в руках опытного резчика оно превращается в настоящее художественное полотно.
Для каждого вида художественной резки применяется особенная технология обработки поверхности. Используя разные техники, мастер создает объемной полотно, на котором можно заметить самые мельчайшие детали изображения.
Разнообразие приемов
Для художественной обработки древесины используются различные технологии. В каждом конкретном случае выбор метода определяет само изделие, его назначение и сорт древесины, из которого его будут изготавливать. За время существования этого прикладного вида искусства выделилось несколько резки:
- плоскорельефная;
- рельефная;
- выемочная, или геометрическая;
- прорезная;
- контурная;
- объемная.
Узор может быть сквозным, плоским, рельефным, объемным, мелким и крупным. Выбор отделки напрямую зависит от размера и функционального назначения деревянного изделия. Для крупных вещей, таких как декоративная резная отделка для фасадов домов, используется крупный рисунок. Для интерьерных вещей и для мебели мастера наносят на изделие мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются.
Плосковыемчатый узор
Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.
Как подвиды этой технологии выделяют:
- контурную,
- скобчатую
- геометрическую (трехгранную).
Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.
Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.
Ажурная или сквозная техника
При создании ажурных изображений применяется полное удаление древесины из центра изделия. Такой рисунок не имеет фона. Технологию резьбы этого типа называют сквозной. Она может быть простой и ажурной. При ажурном исполнении декор делают разной высоты.
Художественная резьба по дереву для начинающих
Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.
Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.
Виды резьбы и техники
Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.
Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:
- геометрическая;
- плоскорельефная резьба;
- ажурная;
- глухая резьба с подобранным фоном;
- прорезная контурная резьба ;
- накладная.
Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.
Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:
- контурная;
- трехгранно-выемчатая;
- ногтевая или скобчатая.
Для исполнения потребуется:
- доска из липы;
- нож-косяк;
- линейка и карандаш.
На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.
Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.
Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.
Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.
Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.
Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:
- безопасности работы;
- организации рабочего пространства;
- подготовки инструмента.
Рабочее место резчика
Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.
Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.
Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.
Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.
Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.
Требования к инструменту
Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.
Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.
В арсенале мастера всегда находится:
- пила;
- ручная дрель или коловорот;
- рубанок;
- стамески полукруглые и плоские;
- ножи разных размеров;
- небольшой топор.
Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.
Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.
Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.
Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:
То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.
Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.
Когда начинается творчество
Если человек интересуется резьбой по дереву, это говорит о том, что у него творческая натура. Овладев навыками резьбы геометрических рисунков, он на этом не остановится. Дерево — материал пластичный и позволяет экспериментировать. Но, разрабатывая эскизы будущих шедевров, нужно учитывать, что древесина разных пород отличается.
Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.
В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.
Что нужно знать о резьбе по дереву своими руками: виды и тематика резьбы, инструменты и материалы, этапы работы
Человек всегда стремился к украшательству собственного пространства, к красоте, которую можно создавать самому. Тысячелетиями человек работает с деревом, используя возможности натурального материала очень широко. И если вас сегодня интересует резьба по дереву своими руками, значит, вы решили примкнуть к художественному направлению, которое старо как мир.
Узнать, как развивалась история резьбы по дереву, какие виды художественного направления могут вам покориться, какую древесину брать для работы и какими инструментами ее обрабатывать, вы можете из этой статьи.
История развития резьбы по дереву
Трудно доподлинно установить возникновение первых деревянных изделий, но ими считаются культовые символы (идолы), которым поклонялись древние люди. Но точно известно, что на Руси резное дело появилось во времена зарождения деревянного зодчества. Человек решил сделать постройки из древесины более оригинальными, так появился узорчатый декор фронтонов, ставней, дверей и мебели.
-
- Объемная. Дерево превращается в рукотворную скульптуру, которая отражает образы людей, растений и животных, техники и фантазийные образы. Такие элементы могут служить подстольем, лестничными перилами, рамами для каминных порталов, зеркал и т.д. Только опытный мастер справится с таким филигранным ручным трудом.
-
- Ажурное кружево. Создать такой декоративный шик можно с помощью прорезной техники. Подобный декор мебели прекрасен тем, что пропускает через сквозные отверстия солнечные лучи, что создает удивительные природные инсталляции в интерьере. Кружевные тени на мебели – это красиво, изящно, оригинально.
-
- Контурная обработка. Тонким резцом мастер высекает рисунок либо орнамент на заготовке. Сюжетную основу резчик наносит на дерево карандашом или переносом эскиза на поверхность путем копировальной бумаги.
Когда-то промысел был столь трудоемким, что ждать своего заказа у резчика люди могли месяцами (если не больше). Современный мастер вооружен готовыми эскизами, специализированным электроинструментом. Потому создавать прекрасные картины на дереве может практически каждый.
Тематика изображений
В подборе тем у вас фактически нет ограничений. Начинающий резчик делает вещи простые, но очаровательные – например, на разделочной доске с помощью контурной резьбы он может нанести изображение животного или овощей.
- Кухонный декор. Все, что касается готовки, продуктов, урожая, чаепития, может появиться в декоре кухни (от разделочных досок до резных ложек, от красивых объемных надписей на стене до маленьких фигурок животных, медведей и зайцев, которые будут служить держателями для салфеток, например).
- Картины из дерева. Это настоящие подробные изображения в раме, где нет следа кисти и краски, но есть красота, созданная специальными ножами и стамесками. Так украшают предметы домашнего обихода, мебель. А еще часто картины из дерева используются в оформлении бань.
- Украшения для дома. Все, что может преобразить интерьер – та же ажурная резьба, которая и структурирует пространство, и позволяет появиться в нем игре света.
- Украшения для сада. Все, что может украсить садовый участок – от больших скульптур до маленьких указателей.
- Сувениры. Милые вещи небольшого размера, которые тоже вносят свою лепту в создание уникального интерьера. К примеру, не так давно было время, когда большим спросом пользовались вырезанные из дерева кошки.
- Детские игрушки. На смену дешевому пластику приходят конструкторы, игровые композиции, игрушки-герои сказок, пирамидки и кубики из дерева. Они экологичны и безопасны, и их тоже можно сделать самому.
Первое, что вы должны приобрести, это ножи для резьбы. И они бывают нескольких типов. Здесь все индивидуально: каждый мастер в итоге будет иметь свой основной набор, любимые в использовании инструменты. Но их перечень примерно одинаков для всех резчиков.
Базовые
Резные ножи и являются базовыми инструментами. Нож-резак – считается основным орудием труда резчика. Обладает режущим углом в 35 градусов, а вот длину лезвия и рукоятки имеет разную. Нож-косяк используется преимущественно в плоскорельефной резьбе, а также задействуется в ажурных работах. Богородский нож потребуется для скульптурной резьбы.
Также в работе вам потребуются стамески:
- полукруглого типа – нужны при любых видах работ;
- клюкарзы – стамески с изогнутой рабочей частью;
- штихели – помогают создавать различные канавки;
- клепики – нужны для обработки основного фона.
Скорее всего, понадобятся вам ложечники, чеканы и пуансоны. Последние помогают создавать основной фон. Для измерений и разметки нужны угольник, линейка, пригодится и транспортир, ярунок, отвес, уровень, рулетка и т.д.
Практическое руководство по выбору стамесок дает в своем видео Адольф Юрьев.
Дополнительные
Вспомогательные инструменты нужны не всегда, но без его наличия может остановиться работа со сложными композициями.
Здесь стоит упомянуть:
- буравчики;
- коловороты;
- ручные дрели (нужны для сверления);
- ножовки и (в том числе по металлу);
- лобзик;
- двуручную пилу;
- киянку;
- стусло;
- струбцины;
- скобель;
- тиски;
- молоток;
- бензопилу.
Этапы работы
Любое изделие начинается с задумки. Каждая задумка переносится на бумагу, составляет эскиз изделия. Работа над ним требует определенных художественных навыков, но можно обойтись и без умения рисовать. Готовые эскизы достаточно скачать из интернета, распечатать и перенести на деревянную поверхность.
Резьба по дереву – этапы:
- Эскизирование. Эскиз может быть детализированный, но на рабочую поверхность вы перенесете, вероятно, только контуры изображения. Делать это нужно карандашом.
- Выявление рельефа. Закругление или заоваливание выпуклых элементов, срезание наклонной плоскости к фону.
- Черновая обработка. Позволяет придать изображению характерные особенности.
- Зачистка фона. Начинают ее с самых крупных участков фона, выполняется этот этап широкими стамесками.
- Выявление мелкого рельефа. Тонкие и мелкие выемки наносятся на поверхность, используется контурная резьба ножом-косяком или церазиком. Может называться детализацией.
- Финишная отделка. Шлифовка, полировка, тонирование, покрытие.Шлифовка чаще производится наждачной шкуркой, полировка – специальными средствами, которые образуют на поверхности плотную пленку. Тонировка позволяет изменить цвет древесины за счет красителей, имеющихся в составе тонирующего средства. Покрытие – это нанесение на поделку лака, воска или отделочного масла.
Все этапы резьбы можно посмотреть на примере выпиливания деревянной ложки в представленном видео.
Выпиливание по контуру – «плавающий» этап работы. Чаще с него начинают, но некоторые мастера оставляют его на потом, чтобы не отказываться от возможности что-то изменить в уже почти готовой работе.
Лучшим источником вдохновения являются готовые работы. Изучайте опыт других мастеров, сохраняйте себе в закладки полезные информационные материалы и фото. Наконец, записывайте мастер-классы собственного творческого процесса: это полезно и для самоанализа, который продвигает вас в своем деле, и для передачи опыта.