Старый знакомый или новый взгляд на выжигание по дереву
История и виды техники выжигания по дереву: струной, на спиле. Пирография для детей.
Наряду с резьбой, точением и мозаикой в русском народном творчестве развивалась техника выжигания по дереву. Зачастую она дополняла указанные виды творчества, но не менее удачно выжигание по дереву солировало. Об истории пирографии, многочисленных видах техники, в числе которых обработка трением и горячим песком, а также о перечне необходимых материалов и инструментов – читайте далее.
Вы узнаете о первой русской матрешке с выжженным рисунком, о том, как модернизировал пирограф 15-летний мальчик и о том, на чем сегодня пробуют вырезать новички.
История пирографии
Первые изделия, указывающие на то, что люди занимались выжиганием множество сотен лет назад, датированы 700 г. до н.э., и найдены они в Перу. Логично предположить, что пирография должна была интенсивно развиваться в стране, богатой деревом. Потому русские мастера не могли не оставить след в истории пирографии. Еще в 9-ом веке народные умельцы декорировали деревянные украшения выжиганием. Начинали выжигать огнем, затем – раскаленными гвоздями, специально заточенными металлическими стержнями.
Настоящего расцвета выжигание по дереву достигло в Средние века, в Европе, к примеру, оно стало настоящим искусством, а не просто народным творчеством. Но в России его все же можно было назвать промыслом.
У этого вида пирографии древние корни: когда-то умельцы обрабатывали дерево дымом. Сначала стамеской вырезался узор, потом чадящее пламя проходило по наклоненной поверхности дерева с равномерным ее закрашиванием. Так фон темнеет, и на нем образуется светлый узор.
Обработка горячим песком
А этот способ задействуют для легкого окрашивания светлой древесины. Так ее оттенок становился более теплым. Мастер насыпает чистый песок в емкость, после чего нагревает его. Далее в нагретый песок переносят деревянное изделие, и оно меняет тон. Мастеру остается «выкопать» изделие из песка и посмотреть, дошел ли тон до нужного оттенка.
Солнечным лучом
Работа возможна в солнечную погоду. Берется фанера либо деревянная доска. Выжигательную линзу нужно расположить так, чтобы лучи солнца сфокусировались на поверхности доски. Линзу нужно двигать так, чтобы яркое пятнышко «ходило» по поверхности, оставляя след в виде выжженных линий. Не стоит ожидать от этой технологии тех же результатов, что от традиционной пирографии, но творческий опыт будет определенно интересным.
Трением
Есть мастера, которые любят заниматься декором изделия, буквально не отходя от токарного станка. В данном случае используется сила трения. Изготовленное изделие (но еще находящееся на шпинделе), будет основой, к которой прикладывают фрагмент дерева твердой породы. Верхний слой от самого трения обугливается, на нем появляется коричневая полоска.
Газовым резаком
Бутановый резак может дать хороший результат в выжигании, но такой пирографический способ трудно контролировать. Это эффективная работа, если вы собираетесь выжигать абстрактные фигуры. Также газовый резак можете взять в качестве прибора для заполнения фона либо, например, обжигания краев. Применяется в декорировании коробок, вывесок, рамок и сувенирных тарелок. Посоревноваться с ним может выжигание струной или нихромовым резаком.
Каллиграфия
Пирографическая каллиграфия – изящная и тонкая работа. Ее активно используют для оформления вывесок, плакатов, различных названий. Надписи мастер выписывает писчим пером, а также особыми каллиграфическими перьями. Это современное выжигание, ведь заданный текст набирается в текстовом редакторе, подбирается подходящий шрифт и кегль, текст распечатывается и переносится на проект.
Рельефная резьба
Пирография – отличный способ украсить предметы, что вырезают рельефно либо по кругу. Рельеф придает работе большей реалистичности. А так как в проф-наборах часто имеется косое перо, это удачный способ попробовать свои силы в выжигании мелкого рельефа. Если сильно нагреть острое прочное косое перо, оно станет комфортным инструментом для резки по дереву.
Материалы и инструменты
Подходящий холст для работы пирографиста – дощечки из мягких пород дерева (сосна, клен, липа, ясень, береза). Поверхность должна быть гладкой и ровной.
Что же до инструментов, то главным из них является пирограф.
Пирограф состоит из:
- контрольно-управляющего модуля – это устройство управляет мощностью выжигателя;
- рукоятки с пером – это и есть инструмент, который находится в руке мастера.
Есть модели, в которых обе части соединены, но они не могут похвастаться высокой мощностью и надежностью. Современные пирографы могут быть двух типов: с твердым пером и с проволочным пером. Но принцип их работы фактически идентичен, приборы работают только от электросети.
Наконечники бывают клиновидными, игловидными, коническими. А еще в арсенале мастера будут латунные печатки, оставляющие разного рода орнаменты и узоры на изделии.
Выжигание по дереву для детей
Опыт выжигания на дереве для ребенка – интересный, творческий и технически направленный труд. Но он требует неукоснительного соблюдения техники безопасности, контроля со стороны взрослых. Сам взрослый сначала показывает юному ученику, как на ровной и гладкой дощечке с помощью трафарета или эскиза, перенесенного через копировальную бумагу, получается красивая картинка.
В выжигании по дереву для детей есть строгие правила:
- работать можно исключительно с сухой древесиной;
- после того, как изображение перенесено на основу, сначала следует сделать точки, а уже потом соединить их по линиям;
- если линия предполагается тонкая, прибор нужно передвинуть очень быстро;
- работа всегда начинается с внешнего края, а потом автор медленно переходит к центру;
- перед тем, как нанести новый штрих, соседний должен остыть;
- когда поделка готова, имеет смысл пройтись по ней наждачной бумагой;
- чтобы пирографическая картина выглядела изящнее, можно покрыть ее воском.
Очень удобно, что современные детские пирографы производители комплектуют эскизами и схемами, которые как раз подходят для начинающих творцов.
Полезные советы и рекомендации
Скорее всего, начинающий пирографист устремляется в магазин товаров для творчества, чтобы выбрать подходящий и понятный в эксплуатации прибор.
Рекомендации по выбору прибора:
- Новичкам стоит обратить внимание на Qiddycome, Biltema, а также Weller, Stayer. Они оснащены фигурными насадками, а также тугоплавкими наконечниками.
- Отдавайте предпочтение технике, в комплектации которой есть запасная игла.
- Немаловажна и функциональность модели. Есть универсальные приборы, которые могут выжигать не только по дереву, но и по ткани.
- Когда возникнет необходимость в приобретение более профессиональной техники, вам понадобятся корпусные штифты. А к ним придется купить и термокаустер с газовой горелкой.
Если не знаете, с чего начать и каким именно будет пирографическое изделие, присмотритесь к такому направлению, как выжигание на спиле дерева. Это очень красивые и лаконичные работы, которые пользуются немалым спросом и отлично декорируют современный интерьер. И для новичка это будет отличным началом, которое не заставляет ждать результатов.
Еще одна благодатная область творческого самовыражения – выжигание струной по дереву. Струна – это нихромовый резак, который помогает выводить изящные узоры. Это более сложное творчество, и требует определенного опыта. На видео показано, как выполнять данный вид выжигания.
А если хотите делать нечто уникальное, можно вспомнить уже подзабытое узкое направление, которое называется выжиганием по гитаре. Гриф на узорном пирографическом фоне выглядит шикарно, да и работа позволяет реализовать себя в редкой области.
Чем было продиктовано возникновение интереса к выжиганию много столетий назад, могут предполагать историки. А вот современный виток популярности пирографии можно объяснить запросом на ручное творчество, на декоративные вещи, которые хранят тепло рук мастера, а не почерк заводского конвейера. Мастерк-классы из интернета, привлекательные аккаунты пирографистов в соцсетях будут толчком к самостоятельным пробам. Быть может, увлечение перерастет в нечто большее. Удачного опыта!
Старый знакомый или новый взгляд на выжигание по дереву
Если в доме есть старый стол, то его надо либо выкинуть, либо украсить. (с) народная мудрость
Была у меня столешница. И в интернете повстречалась мне картинка. И показалось мне, что они друг другу подходят. Соб-сно стол:
Страх и ненависть.
Для начала это надо ошкурить. Я замотала балкон в пленку, всё прокляла, натрудила спину как распоследняя сборщица риса, но разводы от кружек убрала.
Столешница стала светлее, ровнее и это так меня обрадовало, что я приступила к работе не включив мозги (об ошибках позднее).
Так как рисовать я не умею, к процессу пирографии жажду приступить скорее, то было решено картинку на столешницу перевести. Для этого берем оригинал и в фотошопе оставляем только контур (восславься функция Find Edges). Отображаем справа налево и отдаем это размытое чудовище на печать. Качество будет ужасающим, но нам-то все равно, нам только немного контуров надо.
Заодно по фото выше можете оценить размер картины. Хотя кот и не является экспонатом палаты мер и весов.
Так. Теперь надо это перевести на деревяху. Тут, конечно, есть варианты, но вот фокус с утюгом у меня не прошел (это когда бумагу прикладывают к деревяшке и сверху возюкают горячим утюгом). Через копирку переводить долго. Остается только одно – клей.
Сразу скажу, на фото ооочень много клея. Надо было его раза в три меньше. Ну да ладно, суть в чем – наносим на поверхность клей ПВА, размазываем равномерно кисточкой и сверху (рисунком вниз) кладем ватман с распечатанным рисунком. Ждем часов 12 минимум пока все высохнет.
Как высохнет, можно начинать снимать верхний слой бумаги. Для этого поверхность надо смочить. Я для этого взяла целлюлозную тряпку. Смачивала, не сильно отжимала и как бы “промокала” поверхность столешницы. Кое-где пишут, что снимать бумагу можно и пальцем. Можно, конечно! Если вам не жаль свои руки и их природный цвет вас также не интересует. В общем, для снятия верхнего слоя бумаги я также пользовалась целлюлозной тряпкой. Только уже отжатой. В общем, после снятия слоя бумаги получается вот так:
Достаточно ярко чтобы можно было начать выжигать. Я и начала. И закончила почти через полтора месяца! Сначала я думала что уложусь в неделю. вот наивность! Выжигала впервые. И поэтому сложилось впечатление что это очень трудно. Ну конечно трудно, если для того чтобы оставить след на древесине вам надо продраться через бумагу и клей. Уже в конце я немного выжигала по чистой деревяшке – боже! какое блаженство.
Уже на этом моменте можно говорить об ошибках. Во-первых, это сосна, а это значит что у нее есть смоляные ходы. Для такой древесины надо проводить обессмоливание. Флюс вашему выжигателю не нужен, так что, несмотря на приятный смоляной запах, это негативно отразиться на рисунке.
Во-вторых, это была плохая сосна. Очень уж сучкастая. Не знаю почему, но в самом начале меня эти сучки не смутили. А зря 🙁 Вон, Голлум почти пропал в черном пятне.
В-третьих, шкурить тут надо было не руками. Все равно поверхность осталась слишком ребристой.
Теперь надо убрать остатки бумаги и сам ПВА. Шкуркой бесполезно, забивается она на раз-два. Тряпками и водой рехнуться можно. Так что берем бытовую щетку, мочим ее и пошли фигачить! А потом все таки можно и шкуркой и тряпкой
Теперь начинаем неистово подправлять косяки. Потратим на это две недели. Потом поймем что исправить ничего особо не получится и оставим все как есть.
Шляпки у болтиков я подкрасила грунтовкой (смешанной с акриловой краской), ножки также покрасила. Собрала конструкцию и покрыла двумя слоями паркетного лака (чтобы точно не возникло желания что-либо еще подправлять).
Не учла что после покрытия лаком столешница будет выглядеть темнее, так что болтики все равно выбиваются из общей картины. И ладно :-Р
Это самая долгая работа из всех что я когда-либо выполняла. И временами мне хотелось просто “забыть” выжигатель на этой столешнице. Но мысль о том что мы уже 2 месяца живем без обеденного стола, заставила доделать это чудовище 🙂
Всем спасибо за внимание!
Выжигание по дереву
Спасибо за идею)
Ещё осенью тут влюбилась в идею антивеганских разделочных досочек от @Vitols. Наконец то дошли ручки повторить. Тем более, что в череде праздников весьма уместно ушли в подарок лучшим друзьям. Не люблю 100% копии, поэтому немного разбавила своим видением. Надеюсь, автор не против
Пирография или хобби для души
Всем привет!
Есть у меня хобби – пирография или выжигание. Не часто им получается заниматься, но когда есть настрой и время, то лучшего отдыха от суеты мирской не найти.
И решил поделиться несколькими работами. Они уже старенькие, но из лучших. Новые скоро тоже покажу.
Просто глаза. P.S. Чем-то этот взгляд зацепил, вот я и выжег его)
Репродукция работы Б.Вальехо. P.S. Тут небольшой косяк – недоделана нога у мужчины. Просто фотка была сделана в процессе. А фото конечного результата нет.
“Поцелуй вампира” – очередная репродукция работы Б.Вальехо.
И еще одна репродукция Вальехо.
Ну и напоследок, любимая пока работа – “Печальный щенок”.
Breaking Bad
Настало время .
Захотелось оживить чудесный мем на дереве.
“Даже не знаю, что сказать. “
У вас ведь тоже бывают такие ситуации, когда думаете, что ответить — а нечего?
Недавно одна мадам, стоя рядом с моими работами, долго и подробно рассказывала мне, как она в детстве выжигала, “много где выставлялась” и вообще все смены в пионерских лагерях посвятила этому хобби. В конце рассказа она сочувственно произнесла: “Ну, а вы, значит, в ТАКОМ возрасте этим занимаетесь. ”
Мне немного за 50, но тем не менее, я сразу почувствовала себя очень старой и немного мудрой совой. В голове возник вопрос: “А мне должно быть стыдно? Похоже, неприлично выжигать в моём-то возрасте. Shame on me!”
Но это был не финал. Женщина еще поразглядывала мои деревяшки с портретами животных и сказала: “Наверное, вы ещё и хорошо рисуете?”
Вот и на ступил тот самый момент: даже не знаю, что сказать.
А теперь немного о “постыдном”.
Пироманила в этот раз на ясене. Хорошая такая доска 52х24 см. Красивая, белая, отшлифованная, с живым краем. Но температуру врубать пришлось в районе 600 по Цельсию. Приборчик под названием Узор, которым я пользуюсь обычно для первоначального наброска, не потянул от слова совсем, в итоге жгла сразу ZD-8905. Хорошо, что ручки у него сменные, и у меня их три. Очень удобно, так как нагреваются они ощутимо, а при таком раскладе можно менять именно ручки, а не переставлять иглы.
Рисунок делала на основе кельтских мотивов. В завершение нанесла легкую тонировку карандашами Faber Castel polichromos. Финишное покрытие воском.
Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания?
Декоративное выжигание по дереву – древнейшее ремесло, возникшее и развивавшееся параллельно с точением, резьбой, морением и другими видами обработки древесины. С появлением бытовых электрических пирографов техника нанесения изображения значительно упростилась, сделавшись доступной даже для школьников.
Что такое выжигание по дереву?
Под пирографией подразумевают искусство нанесения разнообразных рисунков на подготовленную поверхность при помощи раскаленного инструмента. Если древние мастера разогревали иглы или клейма на углях, то сейчас гравировку производят при помощи горелок, электроприборов, кислот, собирающих линз. Набор для выжигания по дереву – ценный и удачный подарок. Пирография помогает снимать напряжение, развивать внимание, мелкую моторику и воображение.
История выжигания по дереву
Искусство пирографии древние люди использовали на всех континентах. Найдены уникальные образцы с выжженными рисунками из Перу, датируемые 700-ми годами до н.э. Русскими мастерами техника выжигания по дереву использовалась при изготовлении матрешек, ложек, шкатулок, ковшей. Широко практиковали «рисование горячей кочергой» английские умельцы для обрамления мебели, одежды и посуды. Для прорисовки линий художники преимущественно использовали раскаленные в печах металлические приспособления.
Бензиновые, спиртовые или газовые горелки в пирографии используют с XIX века. Приборы для выжигания, сделанные по принципу электрического паяльника, появляются в XX веке. Первые несовершенные образцы страшно перегревались. Современный пирограф по дереву в 1962-м изобрел 15-летний юноша Рой Чайлд, сумевший удачно усовершенствовать устройство держателей и наконечников для «рисования огнем». Уже через несколько лет домашние выжигатели пошли в массовое производство.
Виды выжигания по дереву
Существует несколько приемов термической обработки древесины. Рисование огнем разрешает получать плоскостные или глубоко проработанные объемные изображения. Основные методы пирографии:
- Плоскостное выжигание по дереву – основная картинка и фоновая часть расположены на полотне в одной плоскости.
- Кислотное выжигание – нанесение узоров осуществляется под воздействием химических веществ. Доску покрывают воском или парафином, затем защитный слой соскабливают по линиям будущего рисунка и на древесину наносят серную кислоту.
- Пиротипия – этот вид выжигания по дереву имеет больше общего с полиграфическими процессами. «Огненную печать» производят с помощью готового штампа, регулируя с помощью давления и температуры четкость и рельефность изображения.
- Выжигание электрическим разрядом – контуры рисунка наносятся электролитом (раствором соли или другие), после чего по дереву пропускают ток.
Выжигание лазером по дереву
Для гравировки передовыми методами использую станки с ЧПУ, способные создавать сложнейшие узоры высочайшей четкости. Лазерные станки могут воспроизводить рисунки для выжигания по дереву в больших объемах, экономя время на ручную обработку. Некоторые модели, например германский гравер FMARK NS, способны помимо древесины обрабатывать пластмассу, резину, алюминиевые и драгоценные сплавы. При наличии программного управления оператору даже не требуются художественные навыки, все данные о рисунке станок для выжигания по дереву получает с «флэшки».
Что нужно для выжигания по дереву?
Для «рисования огнем» не требуется наличия сложнейших приспособлений, простенькие выжигатели стоят недорого. Если же пирография по дереву придется по душе и захочется повысить уровень работ, можно приобрести универсальные приборы со сменными насадками и широким режимом настроек. В домашний набор для художественного выжигания по дереву нужно включить следующие элементы:
- электровыжигатель;
- деревянные заготовки;
- эскизы с рисунками;
- наждачная бумага;
- копировальная бумага;
- карандаши;
- ластик;
- краски;
- воск;
- лак;
- ветошь;
- набор кистей.
Насадки для выжигания по дереву
Новичкам не рекомендуется приобретать слишком много комплектующих для пирографии, не разобравшись с основами этого искусства. Укомплектуйте аппарат для выжигания по дереву игловидными, коническими и тонкими игловидными перьями, которые используются чаще. Печатки из латуни применяются для составления затейливых узоров. Насадки для проволочных приборов можно изготавливать самостоятельно, выгибая требуемый профиль из нихромовой проволоки толщиной 0,5-1 мм.
Правила выжигания по дереву
Гравировка изображений по нанесенным контурам – задача простая. После короткой подготовки создавать на подготовленной дощечке простые узоры сумеет даже школьник. Перечислим важнейшие основы выжигания по дереву:
- Прибор при нагревании или во время отдыха кладут на подставку.
- Гравировку начинают после разогрева пера до темно-красной окраски.
- Ручку выжигателя удерживают в руках, как карандаш.
- Рекомендуется каждые 10-15 мин. выключать устройство для остывания.
- Тонкие линии получаются при медленном движении пера.
- Для образования толстых линий инструмент ведут медленнее.
- В приборах с регулировкой накала можно менять температуру, влияя на интенсивность окраски линий.
- Запрещается сильно давить на перо.
- Не рекомендуется при нанесении сплошных однородных линий изменять скорость движения насадки.
- При желании затенить участок изображения, следует вначале обводить контуры, а затем выжигать широкой стороной пера середину.
- При удерживании пера на одном месте область рисунка выжигается глубже.
- При глубоком выжигании контуры обводят двойными линиями, а затем ножевидными штифтами «срезают» дерево, придавая ему требуемую фактуру. Оставшаяся кайма подрезается при окончательной отделке.
Идеи для выжигания по дереву
Способом пирографии можно получить немало интересных поделок или выполнить декорирование готовых предметов. Самые удачные варианты использования техники выжигания по дереву:
- Украшение предметов интерьера – фасадов, стульев, табуретов, резных ножек, полок, вешалок.
- Картинки для выжигания по дереву – копирование готовых образцов или горячее рисование оригинальных изображений.
- Украшение деревянной кухонной утвари – ложек, тарелок, хлебниц, горшков.
- Раскраска настольных или напольных ваз, цветочных горшков.
- Декорирование сундуков и шкатулок.
- Создание оригинальной бижутерии – бус, заколок, брошек, сережек.
Как выжигать по дереву?
При кажущейся простоте гравировка раскаленным пером требует умения, усердия и некоторых навыков. Пробные тесты помогают правильно научиться водить инструментом по дереву и не испортить хорошие заготовки. Для получения качественной картинки методом пирографии нужно освоить основные способы подготовки полотна, работу с красками, воском и лаком.
Этапы выжигания по дереву:
- Вначале вырезают заготовку.
- Дощечку шлифуют наждачной бумагой по направлению волокон.
- Протирают дерево влажной ветошью для удаления пыли и стружки.
- На поверхность переносят контуры требуемого узора.
- Производят выжигание по дереву.
- По окончанию гравировки поверхность шлифуют, удаляя обуглившиеся кусочки.
- Далее рисунки расписывают красками.
- В финале картины покрывают лаком или производят вощение.
Как перенести рисунок на дерево?
Перенесение контуров сложного узора на подготовленную дощечку – важнейший этап в пирографии. Многим нравится выжигание портретов по дереву, но прорисовка в масштабе изображения со всеми подробностями является непростым занятием. Существует несколько способов решения задачи:
- Осуществить в масштабе перерисовку карандашом контуров понравившейся картинки прямо на заготовку. Метод подходит для профессиональных художников.
- Перенесение рисунков для выжигания по дереву при помощи графитовой бумаги.
- Рисунок копируют принтером на бумагу и прикрепляют к дощечке лицевой частью. Приглаживая разогретой плоской насадкой оборотную сторону картинки, можно добиться отпечатывание чернил на древесине.
- С помощью пергаментной бумаги и клея ПВА – наклеить рисунок лицевой стороной к доске, немного выдержать и аккуратно бумагу снять.
Выжигание по дереву
Выжигание по дереву, достаточно древнее ремесло, которое развивалось совместно с такими видами обработки древесины, как резьба или морение. В настоящее время, этот вид декоративной работы по дереву можно отнести в разряд хобби. Причем благодаря совершенствованию техники, пирография доступна даже детям.
Что такое выжигание по дереву?
По большому счету, выжигание – это процесс нанесения различных рисунков на деревянную пластину, с использованием раскаленных инструментов. В современном мире, для этого процесса используются горелки или электроприборы. Такое хобби позволяет развивать воображение и мелкую моторику рук. Помимо этого, такое занятие оказывает успокаивающий эффект.
История возникновения
Окунувшись в историю, можно сделать вывод, что впервые люди занялись выжигание в 700 г до н. э. Конечно, наибольшее развитие данный вид искусства получил в странах, где не было проблем с древесиной, именно по этой причине русские народные мастера уже в 9 веке украшали свои изделия при помощи выжигания.
Сначала процесс происходил при помощи огня, после использовались раскаленные гвозди.
На средние века пришелся расцвет пирографии в Европе. Там, пирография по дереву стала полноправным видом искусства.
Приборы для выжигания совершенствовались с течением времени. С XIX века начали применять спиртовые или газовые горелки, которые упрощали процесс. В XX веке был изобретен прибор, который по принципу работы был схож с паяльником. Первые образцы имели существенный недостаток — перегрев. Современный вид прибор приобрел в 1962 год. Его изобретателем стал 15 летний юноша.
Благодаря изобретению юноши, выжигание по дереву своими руками доступно даже школьникам.
Разновидности выжигания
Существует несколько способов выжигания. Во время термической обработки получаются плоские или объемные изображения. Виды выжигания по дереву условно можно разделить на несколько типов:
- при помощи пирографа;
- альтернативные.
При плоскостной пирографии изображение и фоновая часть располагаются в одной плоскости. При глубоком – изображение находится в уровне полотна, а фон создается при помощи ножевидных штифтов.
Преимуществом хобби считается и то, что процесс можно производить на любом виде древесины. Это могут быть как обработанные дощечки, подстаканники, так и выжигание на спилах дерева. Главное требование, чтобы дерево для выжигания было сухим.
Выжигание при помощи пирографа бывает:
Контурное выжигание подходит больше для новичков, поскольку это напоминает эскиз на бумаге, для выполнения которого не нужны особые умения. Такой стиль применяется и профессиональными мастерами для выполнения надписей или как штриховка в сложных картинах.
Силуэтное выжигание подразумевает под собой создание изображений при помощи полной их затушёвки. Проще говоря, при такой технике, желаемый рисунок или узор остается нетронутым, а выжигается фон вокруг него.
Чаще всего, профессиональные мастера комбинируют эти две техники для создания сложных изображений, в которых появляются тени и штриховка. В такой технике мастер передает перспективу, не теряя при этом фон изображения. Чтобы хорошо работать в художественном выжигании, необходимо обладать навыками рисования карандашом. Ведь без умения делать рисунки в карандаше, вряд ли у вас получится делать качественные картины при помощи электроинструмента.
Помимо основных способов, есть и альтернативные методы нанесения рисунка на дерево. К ним относятся:
- выжигание кислотой;
- пиротипия;
- выжигание при помощи электрического разряда;
- лазером;
- солнечным лучом;
- трением.
Выжигание при помощи кислоты происходит за счет воздействия на дерево химических составов. На изделие наносится слой воска, либо парафина, рисунок прорисовывают прямо по защитному слою, а затем наносят кислоту.
Пиротипия представляет собой нанесение рисунка при помощи готового штампа. Четкость и яркость изображения регулируются при помощи степени нажатия.
Процесс создания рисунка с использованием электрического разряда имеет общие черты с выжигание при помощи кислоты. Только в данном случае контур рисунка наносится электролитами, а после по дощечке пропускается ток.
Искусство выжигания на дереве при помощи лазера позволяет создавать сложные и четкие узоры. Преимуществом данного метода, является то, что при помощи таких станков создается большой объем продукции. На многих станках, операторам даже не обязательно иметь художественные навыки, поскольку необходимый рисунок считывается с USB – носителя. Это позволяет создавать сложные работы.
Техника выжигания при помощи солнечного луча возможно только в ясную погоду. Для этого понадобится лупа и фанера. Это трудоемкий и долгий процесс, поскольку лупу необходимо держать так, чтобы луч солнца фокусировался на поверхности дерева. Применение такой техники станет неплохим творческим опытом, поскольку полученная картина будет уступать в качестве.
Материалы и инструменты
В продаже имеются готовые наборы, которые значительно упрощают занятие пирографией. Они с легкостью сделают это вашим любимым хобби, поскольку не потребуют от вас значительных затрат. Это отличная возможность набить руку, если вы задумали заниматься пирографией на профессиональном уровне.
В продаже имеются уже готовые наборы, в состав которых входят необходимые материалы для выжигания.
В готовый набор входят следующие материалы:
- готовые заготовки из древесины;
- эскизы с изображениями;
- прибор для пирографии;
- наждачная бумага;
- копировальная бумага;
- воск;
- палитра с красками;
- ластик и карандаши;
- набор кистей и ветошь.
В том случае, если вы хотите попробовать свои навыки во всем, начиная от подготовки дерева для нанесения рисунка, до финальной стадии, то от покупки готового набора лучше отказаться.
Для того, чтобы начать заниматься пирографией вам понадобится доска. Лучше всего использовать древесину мягких пород, без дефектов. Если вы хотите удивить кого-то подарком или сами украсить жилье не просто дощечкой с выжженной картиной, но и оригинально оформленной, то рисунок можно нанести на спил дерева. Только предварительно его надо подготовить к работе, устранить все неровности и дефекты при помощи шлифовки.
Для нанесения рисунка могут применяться любые подручные материалы. Например, карандаш или ручка.
Главным прибором, для создания рисунка не дереве является пирограф. Инструмент состоит из управляющего модуля и рукоятки, на которой располагается перо. В некоторых приборах эти части объединены, но у них есть существенный недостаток – слабая мощность.
- с проволочным пером;
- с твердым пером.
Это единственное различие в конструкции устройств, поскольку принцип работы у них идентичен. Современные приборы имеют насадки для выжигания по дереву, поэтому их можно сравнить с художественными инструментами. Насадки имеют различную толщину. У пирографа с твердым пером, насадки бывают не только разной толщины, но и форм.
У профессионалов своего дела, часто можно встретить и печати, которые оставляют уже готовые узоры на изделиях. Это упрощает работу мастера, или может стать его отличительной чертой, если он постоянно использует одну и ту же печать в работах.
Как выбрать прибор для выжигания по дереву?
Стоит обратить внимание на мощность прибора, отдавать предпочтение лучше пирографам с мощностью 20 Вт. Это позволит быстро наносить художественный узор на твердое покрытие.
Если вы на профессиональном уровне работаете в этом направлении, то стоит обращать внимание на перо. У пирографа с твердым пером есть некоторые особенности:
- дешевизна;
- долговечность;
- проста использования;
- перегревается;
- длительное время нагрева.
У инструментов с проволочным пером следующие особенности:
- высокая ценовая категория;
- быстро нагревается и остывает;
- необходимо часто менять насадки;
- имеется функция регулировки накаливания.
Необходимо обратить внимание и на комплектацию устройства. Наличие в комплекте сменных насадок и подставки станет приятным бонусом при покупке. Некоторые производители осуществляют продажу только пирографа, и все остальные комплектующие вам придется докупать самим. Эти мелочи хоть и не так важны, но говорят о внимании к деталям у производителя.
Идеи для выжигания
Если у вас нет идей, на чем вы хотите сделать первую работу, то для этого вам подойдет выжигание на спиле древесины. Это самодостаточная работа, которая отлично вписывается в интерьер и пользуется популярностью среди покупателей.
Выжигание позволит создать много эксклюзивных изделий или задекорировать уже готовые предметы.
Украшать можно предметы интерьера, например:
Можно создавать декоративную кухонную утварь, такую как ложки, тарелки, хлебницы, а также разделочные дощечки Для тех, кто предпочитает стиль кантри в интерьере, это станет отличным дополнением.
Любой предмет, с таким видом художественно украшения станет настоящей изюминкой в интерьере. Тем более, что схемы изображений можно скачать из интернета, что упрощает задачу с поиском идей.
Выжигание для детей
Для детей такой опыт станет увлекательным занятием, который займет ребенка не на один час. Важно соблюдать правила безопасности, ведь раскаленное перо – это не самый безопасный прибор для ребенка.
Рекомендации, которые следует соблюдать при работе с древесиной:
- дерево должно быть сухим;
- после переноса рисунка на доску, следует наметить основные точки, и после соединять их линиями;
- следует давать остывать сделанному штриху, перед нанесением нового.
Чтобы выполненная работа была более привлекательной, готовое изделие рекомендуется покрывать воском.
В детских супермаркетах можно найти наборы для пирографии, которые подойдут для раннего возраста. Производители заранее позаботились о том, чтобы в комплектацию входили эскизы и схемы, которые позволят детям ознакомиться с технологией выжигания на дереве.
Правила выжигания по дереву
Хоть работа с пирографом и кажется простой, для нее необходимы некоторые навыки и умения. Лучше всего сделать несколько пробных тестовых рисунков, чтобы научиться правильно обращаться с прибором, и почувствовать его. Чтобы готовая работа получилась качественной, требуется тщательно подготовить древесины.
Этапы работы при выжигании пошагово для начинающих:
- подготовка деревянной заготовки;
- шлифовка доски при помощи наждачной бумаги;
- удаление излишков пыли и стружки;
- перенос рисунка на заготовку при помощи копировальной бумаги;
- выжигание изображения;
- шлифовка дощечки и покрытие воском.
Если вы хотите сделать картину цветной, то можно расписать получившийся результат при помощи красок. В том случае, если вас устраивает и такой узор, готовую работу можно покрыть лаком или воском.
artbench
Творческая мастерская, материалы и процесс
Выжигание по дереву, или пирография.
Расскажу про свое хобби, которое постепенно переходит в работу) Речь идет о выжигании по дереву, которое постепенно восходит в новый тренд, но до сих пор многими воспринимается как любительские поделки из советсткого детства.Как я уже когда-то писала у себя в журнале – выжигание по дереву у многих ассоциируется с уроками труда, хулиганским выжиганием с помощью лупы на скамейках или творческим выходом пап серьезных профессий) Однако сегодня пирография (дословно – рисование огнем) получает все большее и большее распространение, и если задать в поиске определенный запрос, можно увидеть просто шедевры!
Аппаратов для выжигания сейчас тоже появилось великое множество, цены начинаются от 500 рублей и доходят. В общем, хорошо доходят) Они бывают с постоянной температурой и регулируемой, со сменными насадками и без, отечественного производства и импортные. Я пока обхожусь все тем же, с которого и начала осваивание этой техники – китайский недорогой прибор со сменными насадками.
Насадок у меня всего пять, и – что печально – докупить дополнительные не получается, нет их, разве что искать б/у.
И хоть периодически очень хочется поменять прибор на такой же, но с 21 насадкой, на самом деле я понимаю, что это жадность, и в работе я использую в основном одну, ну иногда две. Вот чего на самом деле не хватает – так это тонкой иглы или лезвия.
Все свои работы я выполняю плоской и в то же врем острой насадкой, такой “лопаткой”. С помощью нее можно как рисовать тонкие линии, так и закрашивать большие поверхности.
Вариантов рисования в этой технике столько же, сколько и простым карандашом: можно рисовать точками, штрихами, можно ограничиться контуром, можно полностью заштриховывать и тонально выделять объем, в общем, кто во что горазд)
При помощи пирографа можно создавать различные текстуры, опять же – ограничение – только фантазия автора.
Выжигателем такого плана как у меня, можно делать и достаточно объемную текстуру. При надавливании горячим наконечником на дерево, верхние слои древесины вминаются и закреплются в таком положении. Вот, например, шерсть кошки выполнена именно так:
И, несмотря на то, что это довольно трудозатратный способ, от которого болят пальцы, он бывает очень даже оправдан. Смотрите – при разном освещении шерсть кошки переливается по-разному и выглядит объемной:
Очень интересно может выглядеть смешение техник, например, выжигание по дереву и роспись, или морение. Можно выполнять вот такие веселые оранменты или делать имитацию деревянной мозаики.
Техника, к слову, небыстрая и требует усидчивости и определенной доли умения сосредотачиваться. А еще хочу сказать, что горелое дерево, и особенно фанера из-за содержания клея, не всегда пахнет приятно. А после нескольких часов работы вам может не захотется к ней возвращаться, поэтому над большими работами лучше работать на свежем воздухе)
А в остальном – это очень интересная техника, достойная внимания. Надеюсь, мой рассказ кому-то пригодится или просто вдохновит) Спасибо за внимание!)