Старый знакомый или новый взгляд на выжигание по дереву
Remont-okon78.ru

Строительный портал

Старый знакомый или новый взгляд на выжигание по дереву

История и виды техники выжигания по дереву: струной, на спиле. Пирография для детей.

Наряду с резьбой, точением и мозаикой в русском народном творчестве развивалась техника выжигания по дереву. Зачастую она дополняла указанные виды творчества, но не менее удачно выжигание по дереву солировало. Об истории пирографии, многочисленных видах техники, в числе которых обработка трением и горячим песком, а также о перечне необходимых материалов и инструментов – читайте далее.

Вы узнаете о первой русской матрешке с выжженным рисунком, о том, как модернизировал пирограф 15-летний мальчик и о том, на чем сегодня пробуют вырезать новички.

История пирографии

Первые изделия, указывающие на то, что люди занимались выжиганием множество сотен лет назад, датированы 700 г. до н.э., и найдены они в Перу. Логично предположить, что пирография должна была интенсивно развиваться в стране, богатой деревом. Потому русские мастера не могли не оставить след в истории пирографии. Еще в 9-ом веке народные умельцы декорировали деревянные украшения выжиганием. Начинали выжигать огнем, затем – раскаленными гвоздями, специально заточенными металлическими стержнями.

Настоящего расцвета выжигание по дереву достигло в Средние века, в Европе, к примеру, оно стало настоящим искусством, а не просто народным творчеством. Но в России его все же можно было назвать промыслом.

У этого вида пирографии древние корни: когда-то умельцы обрабатывали дерево дымом. Сначала стамеской вырезался узор, потом чадящее пламя проходило по наклоненной поверхности дерева с равномерным ее закрашиванием. Так фон темнеет, и на нем образуется светлый узор.

Обработка горячим песком

А этот способ задействуют для легкого окрашивания светлой древесины. Так ее оттенок становился более теплым. Мастер насыпает чистый песок в емкость, после чего нагревает его. Далее в нагретый песок переносят деревянное изделие, и оно меняет тон. Мастеру остается «выкопать» изделие из песка и посмотреть, дошел ли тон до нужного оттенка.

Солнечным лучом

Работа возможна в солнечную погоду. Берется фанера либо деревянная доска. Выжигательную линзу нужно расположить так, чтобы лучи солнца сфокусировались на поверхности доски. Линзу нужно двигать так, чтобы яркое пятнышко «ходило» по поверхности, оставляя след в виде выжженных линий. Не стоит ожидать от этой технологии тех же результатов, что от традиционной пирографии, но творческий опыт будет определенно интересным.

Трением

Есть мастера, которые любят заниматься декором изделия, буквально не отходя от токарного станка. В данном случае используется сила трения. Изготовленное изделие (но еще находящееся на шпинделе), будет основой, к которой прикладывают фрагмент дерева твердой породы. Верхний слой от самого трения обугливается, на нем появляется коричневая полоска.

Газовым резаком

Бутановый резак может дать хороший результат в выжигании, но такой пирографический способ трудно контролировать. Это эффективная работа, если вы собираетесь выжигать абстрактные фигуры. Также газовый резак можете взять в качестве прибора для заполнения фона либо, например, обжигания краев. Применяется в декорировании коробок, вывесок, рамок и сувенирных тарелок. Посоревноваться с ним может выжигание струной или нихромовым резаком.

Каллиграфия

Пирографическая каллиграфия – изящная и тонкая работа. Ее активно используют для оформления вывесок, плакатов, различных названий. Надписи мастер выписывает писчим пером, а также особыми каллиграфическими перьями. Это современное выжигание, ведь заданный текст набирается в текстовом редакторе, подбирается подходящий шрифт и кегль, текст распечатывается и переносится на проект.

Рельефная резьба

Пирография – отличный способ украсить предметы, что вырезают рельефно либо по кругу. Рельеф придает работе большей реалистичности. А так как в проф-наборах часто имеется косое перо, это удачный способ попробовать свои силы в выжигании мелкого рельефа. Если сильно нагреть острое прочное косое перо, оно станет комфортным инструментом для резки по дереву.

Материалы и инструменты

Подходящий холст для работы пирографиста – дощечки из мягких пород дерева (сосна, клен, липа, ясень, береза). Поверхность должна быть гладкой и ровной.

Что же до инструментов, то главным из них является пирограф.

Пирограф состоит из:

  • контрольно-управляющего модуля – это устройство управляет мощностью выжигателя;
  • рукоятки с пером – это и есть инструмент, который находится в руке мастера.

Есть модели, в которых обе части соединены, но они не могут похвастаться высокой мощностью и надежностью. Современные пирографы могут быть двух типов: с твердым пером и с проволочным пером. Но принцип их работы фактически идентичен, приборы работают только от электросети.

Наконечники бывают клиновидными, игловидными, коническими. А еще в арсенале мастера будут латунные печатки, оставляющие разного рода орнаменты и узоры на изделии.

Выжигание по дереву для детей

Опыт выжигания на дереве для ребенка – интересный, творческий и технически направленный труд. Но он требует неукоснительного соблюдения техники безопасности, контроля со стороны взрослых. Сам взрослый сначала показывает юному ученику, как на ровной и гладкой дощечке с помощью трафарета или эскиза, перенесенного через копировальную бумагу, получается красивая картинка.

В выжигании по дереву для детей есть строгие правила:

  • работать можно исключительно с сухой древесиной;
  • после того, как изображение перенесено на основу, сначала следует сделать точки, а уже потом соединить их по линиям;
  • если линия предполагается тонкая, прибор нужно передвинуть очень быстро;
  • работа всегда начинается с внешнего края, а потом автор медленно переходит к центру;
  • перед тем, как нанести новый штрих, соседний должен остыть;
  • когда поделка готова, имеет смысл пройтись по ней наждачной бумагой;
  • чтобы пирографическая картина выглядела изящнее, можно покрыть ее воском.

Очень удобно, что современные детские пирографы производители комплектуют эскизами и схемами, которые как раз подходят для начинающих творцов.

Полезные советы и рекомендации

Скорее всего, начинающий пирографист устремляется в магазин товаров для творчества, чтобы выбрать подходящий и понятный в эксплуатации прибор.

Рекомендации по выбору прибора:

  • Новичкам стоит обратить внимание на Qiddycome, Biltema, а также Weller, Stayer. Они оснащены фигурными насадками, а также тугоплавкими наконечниками.
  • Отдавайте предпочтение технике, в комплектации которой есть запасная игла.
  • Немаловажна и функциональность модели. Есть универсальные приборы, которые могут выжигать не только по дереву, но и по ткани.
  • Когда возникнет необходимость в приобретение более профессиональной техники, вам понадобятся корпусные штифты. А к ним придется купить и термокаустер с газовой горелкой.

Если не знаете, с чего начать и каким именно будет пирографическое изделие, присмотритесь к такому направлению, как выжигание на спиле дерева. Это очень красивые и лаконичные работы, которые пользуются немалым спросом и отлично декорируют современный интерьер. И для новичка это будет отличным началом, которое не заставляет ждать результатов.

Еще одна благодатная область творческого самовыражения – выжигание струной по дереву. Струна – это нихромовый резак, который помогает выводить изящные узоры. Это более сложное творчество, и требует определенного опыта. На видео показано, как выполнять данный вид выжигания.

А если хотите делать нечто уникальное, можно вспомнить уже подзабытое узкое направление, которое называется выжиганием по гитаре. Гриф на узорном пирографическом фоне выглядит шикарно, да и работа позволяет реализовать себя в редкой области.

Чем было продиктовано возникновение интереса к выжиганию много столетий назад, могут предполагать историки. А вот современный виток популярности пирографии можно объяснить запросом на ручное творчество, на декоративные вещи, которые хранят тепло рук мастера, а не почерк заводского конвейера. Мастерк-классы из интернета, привлекательные аккаунты пирографистов в соцсетях будут толчком к самостоятельным пробам. Быть может, увлечение перерастет в нечто большее. Удачного опыта!

Читать еще:  Мрамор в интерьере

Старый знакомый или новый взгляд на выжигание по дереву

Если в доме есть старый стол, то его надо либо выкинуть, либо украсить. (с) народная мудрость
Была у меня столешница. И в интернете повстречалась мне картинка. И показалось мне, что они друг другу подходят. Соб-сно стол:

Страх и ненависть.

Для начала это надо ошкурить. Я замотала балкон в пленку, всё прокляла, натрудила спину как распоследняя сборщица риса, но разводы от кружек убрала.

Столешница стала светлее, ровнее и это так меня обрадовало, что я приступила к работе не включив мозги (об ошибках позднее).

Так как рисовать я не умею, к процессу пирографии жажду приступить скорее, то было решено картинку на столешницу перевести. Для этого берем оригинал и в фотошопе оставляем только контур (восславься функция Find Edges). Отображаем справа налево и отдаем это размытое чудовище на печать. Качество будет ужасающим, но нам-то все равно, нам только немного контуров надо.

Заодно по фото выше можете оценить размер картины. Хотя кот и не является экспонатом палаты мер и весов.

Так. Теперь надо это перевести на деревяху. Тут, конечно, есть варианты, но вот фокус с утюгом у меня не прошел (это когда бумагу прикладывают к деревяшке и сверху возюкают горячим утюгом). Через копирку переводить долго. Остается только одно – клей.

Сразу скажу, на фото ооочень много клея. Надо было его раза в три меньше. Ну да ладно, суть в чем – наносим на поверхность клей ПВА, размазываем равномерно кисточкой и сверху (рисунком вниз) кладем ватман с распечатанным рисунком. Ждем часов 12 минимум пока все высохнет.

Как высохнет, можно начинать снимать верхний слой бумаги. Для этого поверхность надо смочить. Я для этого взяла целлюлозную тряпку. Смачивала, не сильно отжимала и как бы “промокала” поверхность столешницы. Кое-где пишут, что снимать бумагу можно и пальцем. Можно, конечно! Если вам не жаль свои руки и их природный цвет вас также не интересует. В общем, для снятия верхнего слоя бумаги я также пользовалась целлюлозной тряпкой. Только уже отжатой. В общем, после снятия слоя бумаги получается вот так:

Достаточно ярко чтобы можно было начать выжигать. Я и начала. И закончила почти через полтора месяца! Сначала я думала что уложусь в неделю. вот наивность! Выжигала впервые. И поэтому сложилось впечатление что это очень трудно. Ну конечно трудно, если для того чтобы оставить след на древесине вам надо продраться через бумагу и клей. Уже в конце я немного выжигала по чистой деревяшке – боже! какое блаженство.

Уже на этом моменте можно говорить об ошибках. Во-первых, это сосна, а это значит что у нее есть смоляные ходы. Для такой древесины надо проводить обессмоливание. Флюс вашему выжигателю не нужен, так что, несмотря на приятный смоляной запах, это негативно отразиться на рисунке.
Во-вторых, это была плохая сосна. Очень уж сучкастая. Не знаю почему, но в самом начале меня эти сучки не смутили. А зря 🙁 Вон, Голлум почти пропал в черном пятне.
В-третьих, шкурить тут надо было не руками. Все равно поверхность осталась слишком ребристой.

Теперь надо убрать остатки бумаги и сам ПВА. Шкуркой бесполезно, забивается она на раз-два. Тряпками и водой рехнуться можно. Так что берем бытовую щетку, мочим ее и пошли фигачить! А потом все таки можно и шкуркой и тряпкой

Теперь начинаем неистово подправлять косяки. Потратим на это две недели. Потом поймем что исправить ничего особо не получится и оставим все как есть.
Шляпки у болтиков я подкрасила грунтовкой (смешанной с акриловой краской), ножки также покрасила. Собрала конструкцию и покрыла двумя слоями паркетного лака (чтобы точно не возникло желания что-либо еще подправлять).

Не учла что после покрытия лаком столешница будет выглядеть темнее, так что болтики все равно выбиваются из общей картины. И ладно :-Р
Это самая долгая работа из всех что я когда-либо выполняла. И временами мне хотелось просто “забыть” выжигатель на этой столешнице. Но мысль о том что мы уже 2 месяца живем без обеденного стола, заставила доделать это чудовище 🙂
Всем спасибо за внимание!

Выжигание по дереву

Спасибо за идею)

Ещё осенью тут влюбилась в идею антивеганских разделочных досочек от @Vitols. Наконец то дошли ручки повторить. Тем более, что в череде праздников весьма уместно ушли в подарок лучшим друзьям. Не люблю 100% копии, поэтому немного разбавила своим видением. Надеюсь, автор не против

Пирография или хобби для души

Всем привет!
Есть у меня хобби – пирография или выжигание. Не часто им получается заниматься, но когда есть настрой и время, то лучшего отдыха от суеты мирской не найти.
И решил поделиться несколькими работами. Они уже старенькие, но из лучших. Новые скоро тоже покажу.

Просто глаза. P.S. Чем-то этот взгляд зацепил, вот я и выжег его)

Репродукция работы Б.Вальехо. P.S. Тут небольшой косяк – недоделана нога у мужчины. Просто фотка была сделана в процессе. А фото конечного результата нет.

“Поцелуй вампира” – очередная репродукция работы Б.Вальехо.

И еще одна репродукция Вальехо.

Ну и напоследок, любимая пока работа – “Печальный щенок”.

Breaking Bad

Настало время .

Захотелось оживить чудесный мем на дереве.

“Даже не знаю, что сказать. “

У вас ведь тоже бывают такие ситуации, когда думаете, что ответить — а нечего?

Недавно одна мадам, стоя рядом с моими работами, долго и подробно рассказывала мне, как она в детстве выжигала, “много где выставлялась” и вообще все смены в пионерских лагерях посвятила этому хобби. В конце рассказа она сочувственно произнесла: “Ну, а вы, значит, в ТАКОМ возрасте этим занимаетесь. ”
Мне немного за 50, но тем не менее, я сразу почувствовала себя очень старой и немного мудрой совой. В голове возник вопрос: “А мне должно быть стыдно? Похоже, неприлично выжигать в моём-то возрасте. Shame on me!”
Но это был не финал. Женщина еще поразглядывала мои деревяшки с портретами животных и сказала: “Наверное, вы ещё и хорошо рисуете?”
Вот и на ступил тот самый момент: даже не знаю, что сказать.

А теперь немного о “постыдном”.

Пироманила в этот раз на ясене. Хорошая такая доска 52х24 см. Красивая, белая, отшлифованная, с живым краем. Но температуру врубать пришлось в районе 600 по Цельсию. Приборчик под названием Узор, которым я пользуюсь обычно для первоначального наброска, не потянул от слова совсем, в итоге жгла сразу ZD-8905. Хорошо, что ручки у него сменные, и у меня их три. Очень удобно, так как нагреваются они ощутимо, а при таком раскладе можно менять именно ручки, а не переставлять иглы.
Рисунок делала на основе кельтских мотивов. В завершение нанесла легкую тонировку карандашами Faber Castel polichromos. Финишное покрытие воском.

Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания?

Декоративное выжигание по дереву – древнейшее ремесло, возникшее и развивавшееся параллельно с точением, резьбой, морением и другими видами обработки древесины. С появлением бытовых электрических пирографов техника нанесения изображения значительно упростилась, сделавшись доступной даже для школьников.

Что такое выжигание по дереву?

Под пирографией подразумевают искусство нанесения разнообразных рисунков на подготовленную поверхность при помощи раскаленного инструмента. Если древние мастера разогревали иглы или клейма на углях, то сейчас гравировку производят при помощи горелок, электроприборов, кислот, собирающих линз. Набор для выжигания по дереву – ценный и удачный подарок. Пирография помогает снимать напряжение, развивать внимание, мелкую моторику и воображение.

История выжигания по дереву

Искусство пирографии древние люди использовали на всех континентах. Найдены уникальные образцы с выжженными рисунками из Перу, датируемые 700-ми годами до н.э. Русскими мастерами техника выжигания по дереву использовалась при изготовлении матрешек, ложек, шкатулок, ковшей. Широко практиковали «рисование горячей кочергой» английские умельцы для обрамления мебели, одежды и посуды. Для прорисовки линий художники преимущественно использовали раскаленные в печах металлические приспособления.

Бензиновые, спиртовые или газовые горелки в пирографии используют с XIX века. Приборы для выжигания, сделанные по принципу электрического паяльника, появляются в XX веке. Первые несовершенные образцы страшно перегревались. Современный пирограф по дереву в 1962-м изобрел 15-летний юноша Рой Чайлд, сумевший удачно усовершенствовать устройство держателей и наконечников для «рисования огнем». Уже через несколько лет домашние выжигатели пошли в массовое производство.

Виды выжигания по дереву

Существует несколько приемов термической обработки древесины. Рисование огнем разрешает получать плоскостные или глубоко проработанные объемные изображения. Основные методы пирографии:

  1. Плоскостное выжигание по дереву – основная картинка и фоновая часть расположены на полотне в одной плоскости.
    1. Кислотное выжигание – нанесение узоров осуществляется под воздействием химических веществ. Доску покрывают воском или парафином, затем защитный слой соскабливают по линиям будущего рисунка и на древесину наносят серную кислоту.
    2. Пиротипия – этот вид выжигания по дереву имеет больше общего с полиграфическими процессами. «Огненную печать» производят с помощью готового штампа, регулируя с помощью давления и температуры четкость и рельефность изображения.
    3. Выжигание электрическим разрядом – контуры рисунка наносятся электролитом (раствором соли или другие), после чего по дереву пропускают ток.
    Читать еще:  Вытяжка для подвала своими руками

    Выжигание лазером по дереву

    Для гравировки передовыми методами использую станки с ЧПУ, способные создавать сложнейшие узоры высочайшей четкости. Лазерные станки могут воспроизводить рисунки для выжигания по дереву в больших объемах, экономя время на ручную обработку. Некоторые модели, например германский гравер FMARK NS, способны помимо древесины обрабатывать пластмассу, резину, алюминиевые и драгоценные сплавы. При наличии программного управления оператору даже не требуются художественные навыки, все данные о рисунке станок для выжигания по дереву получает с «флэшки».

    Что нужно для выжигания по дереву?

    Для «рисования огнем» не требуется наличия сложнейших приспособлений, простенькие выжигатели стоят недорого. Если же пирография по дереву придется по душе и захочется повысить уровень работ, можно приобрести универсальные приборы со сменными насадками и широким режимом настроек. В домашний набор для художественного выжигания по дереву нужно включить следующие элементы:

    • электровыжигатель;
    • деревянные заготовки;
    • эскизы с рисунками;
    • наждачная бумага;
    • копировальная бумага;
    • карандаши;
    • ластик;
    • краски;
    • воск;
    • лак;
    • ветошь;
    • набор кистей.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector