Виброванна для очистки мелких деталей от ржавчины
Виброванна для очистки мелких деталей от ржавчины
Виброабразивная очистка заключается в том, что обрабатываемые детали и обрабатывающая среда помещаются в контейнер, которому сообщается колебательное движение. Колебательное движение передается деталям и наполнителю, которые начинают перемещаться в соответствии с заданной частотой колебаний. Работы, проведенные Н. Ф. Тельновым и В. М. Дерепасовым, показали экономическую и техническую целесообразность внедрения виброабразивной очистки в ремонтное производство.
Рис. 1. Схема эжекторной подачи крошки:
1 — рабочая камера; 2 — сопло; 3 — бункер; 4 — заслонка; 5 — воздушный кран
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Виброабразивная очистка и обработка обеспечивают:
– хорошее качество очищаемой поверхности до 8—9-го классов чистоты поверхности;
– снятие возникающих в процессе эксплуатации в поверхностном слое остаточных напряжений растяжения н наведение остаточных напряжений сжатия, что повышает прочностные характеристики деталей;
– повышение микротвердости поверхностного слоя и создаст более равномерное распределение твердости по толщине деталей;
– равномерный, но незначительный съем металла 4— 5 мг/см2, что при продолжительности 8—10 ч соответствует толщине снятого слоя 5—6 мкм.
В промышленности виброабразивная очистка применяется достаточно широко. Для этих целей разработан ряд моделей установок, работающих как по «сухому» способу очистки, так и с циркуляцией моющей жидкости через контейнеры (установка НИИТМ ).
Процесс виброабразивной очистки является результатом совместного воздействия на удаляемое твердое загрязнение механической энергии взаимодействия загрузки и физико-химических свойств моющего раствора. На эффективность процесса виброабразивной очистки оказывают влияние параметры установки, т. е. амплитуда и частота колебаний, степень загрузки контейнера и соотношение очищаемых деталей и абразива, вид и физико-химические свойства применяемых растворов, материал, грануляция, твердость и зернистость абразивного наполнителя.
Исследованиями установлено, что оптимальная частота колебаний контейнера составляет 2500— 2700. мин-1 при амплитуде 1,5—2 мм. Увеличение амплитуды повышает производительность процесса, но при этом начинается шаржирование поверхностей.
Правильный подбор щелочных моющих растворов для виброабразивной очистки позволяет существенно повысить производительность и качество процесса. Моющие растворы должны выполнять следующие функции: снижать степень адгезии загрязнения к поверхности деталей, обезжиривать поверхность, уносить из зоны очистки частицы снятого загрязнения и продукты износа наполнителя, предохранять поверхность наполнителя от засаливания. Моющие растворы для виброабразивиой очистки должны составляться на основе поверхностно-активных веществ со средними значениями пенообразования и щелочных добавок. Лучше следует пользоваться готовыми моющими средствами МЛ-51, МЛ-52; Лабомид-203, МС-8 и др. Оптимальной концентрацией моющих средств следует считать 25—35 г/л. Температура растворов 70—80 °С.
Абразивный наполнитель выбирается в зависимости от требований, предъявляемых к очищенным деталям и их поверхностям. Так, для очистки клапанов двигателей от нагара следует применять отходы уралитовых шаров грануляцией до 30 мм, а очистка клапанных пружин и коромысел осуществляется в отходах уралитовых шаров грануляцией 10—15 мм.
Рис. 2. Схема установки для виброабразивной очистки
В отраслевой научно-исследовательской лаборатории по интенсификации технологических процессов очистки деталей машин В/О «Россельхозтехника» при МИИСП е разработана установка для виброабразивной очистки мелких деталей двигателей от твердых и нагарообразных загрязнений ОМ-3025.
Установка работает следующим образом. В контейнер загружают очищаемые детали, абразив и подают моющую жидкость. Контейнер изготовлен из листовой стали со скругленной передней стенкой. Внутри он армирован резиной средней твердости толщиной 6 мм, которая закрепляется винтами с широкой головкой и служит для снижения шума в процессе работы. Контейнер жестко закреплен на платформе. Платформа посредством опорных пружин устанавливается на раме. На нижней стороне платформы в подшипниках крепится дебалансовый вибратор. Через клиноременную передачу и карданный вал дебалансовый вибратор приводится во вращение от электродвигателя переменного тока мощностью 3,0 кВт. Это позволяет сообщить контейнеру колебательное движение с частотой 2500 мин-1 и амплитудой до 3 мм.
При колебаниях контейнера очищаемые детали и абразивные материалы приобретают свойство текучести. Детали и абразив, прижимаясь друг к другу касательными силами, совершают вращательное движение с трением соприкасающихся поверхностей. За счет механического воздействия острых зерен абразива происходит срезание и дробление твердых загрязнений. Проникновение моющей жидкости, обладающей высокой физико-химической активностью, в микротрещины загрязнений способствует интенсификации их разрушения и удалению.
Для уменьшения шума при работе установка закрывается кожухом.
Моющая жидкость приготовляется и подогревается электронагревателями в баке емкостью 70 л. Исследования показали, что наилучшие результаты достигаются при прокачке моющего раствора через контейнер с загрузкой. Скорость подачи и истечения раствора рассчитана таким образом, чтобы контейнер постоянно был заполнен на 1/3 объема. Моющий раствор поступает через шланг в верхнюю часть контейнера, а сливается через шланг в нижней части контейнера. Для очистки моющего раствора имеется переливной каскадный фильтр-отстойник. Из моющих средств используются синтетические средства типа МС, МЛ и Лабомид.
Для очистки клапанов рекомендован природный минерал— уралит — грануляцией до 30 мм, который имеет удовлетворительную очищающую способность и не изменяет исходную шероховатость стержня клапана. Для очистки деталей, на работоспособность которых влияет изменение исходной шероховатости, например клапанных пружин, следует использовать любой мелкозернистый абразив высокой твердости (ЭК4-54ТК, KF-10, KF-15). Грануляция применяемого для этих целей абразивного материала должна выдерживаться в таких пределах, чтобы обеспечивалось свободное перемещение его через отверстия в пружинах, коллекторах и других деталях. Это будет способствовать очистке всех поверхностей деталей, как наружных, так и внутренних.
При загрузке деталей и абразивного материала следует выдерживать их оптимальное соотношение. В данной установке это соотношение найдено экспериментальным путем и составляет: для клапанов 1:2+1:1; для клапанных пружин — 1:2. Очистка метизов ведется без абразива.
Емкость контейнера установки составляет 100 л. Производительность очистки за час: 200 клапанов; 300 клапанных пружин; 15 впускных или выпускных трубопроводов; 400 кг метизов. Площадь, занимаемая установкой, равна 5 м2. Установка работает в Истринском районном отделении «Сельхозтехника» Московской области для очистки деталей двигателя автомобиля ГАЗ -69.
Основные способы очистки металлической поверхности от ржавчины
Опубликовано: 15.07.2015 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт
Перед покраской любая металлическая поверхность должна быть тщательно обработана. Существует множество технологий, позволяющих осуществить этот процесс наиболее эффективно. Но главной проблемой при его реализации является наличие на металле коррозионных последствий, а именно ржавчины.
Коррозионные проявления на металлической поверхности металла бывают разных видов. К ним относятся:
- Пятна коррозионного происхождения, имеющие достаточно большую поверхность покрытия без глубинных проникновений.
- Коррозионные точки, наоборот, не распространяющиеся на большую площадь поверхности металла, но глубоко проникающие внутрь.
- Коррозионные процессы, происходящие под поверхностным покрытием (например, краской). Краска в процессе интенсификации коррозии может иметь вспученный вид, но бывают случаи, когда только после окончательного разрушения металла можно визуально зафиксировать очаг поражения.
Существуют следующие виды удаления ржавчины и подготовки материала к последующей обработке:
В результате термической обработки металлической поверхности металла, для которой применяется специальная кислородно-ацетиленовая горелка, уничтожается почти вся прокатная окалина. Недостаток этого метода заключается в том, что вот как раз ржавчина посредством этого способа удаляется не в полном объеме. Именно по этой причине подобная технология практически не применятся при проведении покрасочных работ.
Более эффективным методом обработки металла является использование для очистки его поверхности химических веществ. В этих целях применяют, как правило, наиболее активные элементы. Химические средства, которые удаляют ржавчину с обрабатываемого объекта, подразделяются на следующие виды:
- Смываемые вещества. При их применении необходимо учитывать, что соприкасаясь с водой, они способны спровоцировать новые коррозионные процессы. Чтобы предотвратить появление ржавчины, обработанная химическим составом металлическая поверхность, должна быть подвергнута тщательной просушке и покрыта антикоррозионными средствами.
- Несмываемые вещества. Их в профессиональной сфере называют грунт-преобразователями. Использование этого метода позволяет преобразовать ржавчину на металле в грунт, который является защитным слоем. Хотя специалисты не могут эту структуру в полной мере назвать грунтом, тем не менее, она не требует дальнейшей обработки в виде промывки, так как в процессе не присутствует непосредственный контакт с водой.
На практике для снятия ржавчины используют следующие химические вещества:
- 5%-ный водный раствор соляной и серной кислоты. При его использовании, в обязательном порядке, необходимо добавлять вещество, замедляющее активность химического процесса (ингибитор). Как правило, применяют уротропин (0,5 г. на 1 литр раствора). В случае отсутствия ингибитора растворится не только ржавчина, но и сам металл.
- Ортофосфорная кислота. В результате нанесения на металлическую поверхность этого вещества (15-30% раствор) вся ржавчина превращается в твердую структуру. Такой результат получается из-за того, что в результате химической реакции образуется ортофосфат железа, который и является своеобразным защитным слоем. Чтобы процесс был более эффективным, следует добавлять винную кислоту (15 мл. на 1 литр) или бутиловый спирт (4 мл. на 1 литр).
- Вазелиновое масло (100 мл.) и молочная кислота (50 г.). Этой специальной смесью покрывают металлические поверхности с повышенным содержанием ржавчины. За счет присутствия в растворе кислоты ржавчина превращается в соль (лактат железа), которая растворяется в вазелиновом масле.
Тем не менее, самым эффективным методом зачистки ржавых металлических поверхностей является ее механическая обработка. Этот процесс, как правило, осуществляется ручным способом или с применением вспомогательного механического инструмента.
В современной практике существуют следующие механические методы удаления ржавчины с поверхности металла:
- Очистка с помощью щеток, изготовленных из проволок. Этот процесс осуществляется вручную. Он используется в местах, покрытых ржавчиной в большом количестве, а также при обработке сварных соединений и швов. Качество такой зачистки невысокое: остается окалина, а также присутствует много пыли.
- Обработка металлической поверхности металла с помощью абразивного инструмента. Как правило, используются шлифовальные диски. При применении инструмента высокого качества достигается практически 100% – ная эффективность. Однако и у этого метода имеются серьезные недостатки. К ним относятся: высокие требования к профессиональным качествам работника, а также большой расход материалов достаточно высокого качества.
- Обработка металлической ржавчины с помощью пескоструйного устройства. Этот метод предполагает нагнетание в зону поражения коррозионными процессами песка, выпущенного под напором. Установка, используемая в этих целях, имеет достаточно простую конструкцию и состоит из пистолета (пескоструйный), резервуара с песком и компрессора. Для устройства применяется речной или строительный песок, но обязательно в просушенном виде. Иногда этот материал используется вторично, но необходимо учитывать, что эффективность антикоррозийной обработки в этом случае уменьшается в разы. При этом количество пыли во столько же раз увеличивается. Этот метод особенно эффективен для зачистки от ржавчины мест, которые невозможно обработать наждачным инструментом или абразивными дисками. Кроме того, после использования подобной технологии поверхность металла очищается практически от всего нагара, старой краски и окалин.
- Водопескоструйная обработка металла (гидроабразивная). Металлическая поверхность подвергается одновременному воздействию водной струи и абразивного инструмента. Этот метод является промышленным. Отсутствие мобильности является одним из его недостатков. Гидроабразивный способ удаления коррозионных проявлений на металле осуществляется в трех режимах, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Они функционируют под сверхвысоким, высоким и низким давлением.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как очистить от ржавчины старый инструмент
Если в гараже или сарае скопилось много старых инструментов, от которых на первый взгляд не осталось ничего кроме ржавчины, не торопитесь их выбрасывать. Нередко под устрашающими наростами коррозии прячется вполне добротный металл. Есть масса вариантов, которые помогут восстановить старый инструмент.
Механическая очистка
Поверхностную ржавчину можно убрать при помощи пескоструя. Разжать старые пассатижи или провернуть регулятор разводного ключа после этого не получится, но от коррозии не останется и следа. Для напильника, молотка и других инструментов этого вполне достаточно.
Скриншот видео с канала СПЕКТР https://www.youtube.com/watch?v=_eq2GM_eiIU
А вот для возвращения работоспособности разводному ключу и пассатижам потребуется провести дополнительные манипуляции. Например, приварившиеся от времени элементы можно заставить двигаться путем сильного нагрева.
Скриншот видео с канала СПЕКТР https://www.youtube.com/watch?v=_eq2GM_eiIU
Также можно очистить ржавчину и застарелую гряз следующим образом:
- Пройтись по инструменту железной щеткой.
- Отбить большие куски ржавчины и грязи при помощи молотка.
- Положить инструмент в старую сковородку, наполненную водой и довести ее до кипения. Периодически нужно переворачивать плоскогубцы или другой инструмент.
- Попробовать разжать инструмент. Если слой ржавчины еще довольно большой, то нужно повторить процедуру со сковородой.
- Отполировать изделие, и добавить масла для подвижности деталей (если необходимо).
Очистка при помощи народных средств
Если мучиться с механическим снятием ржавчины не хочется, то можно воспользоваться проверенными народными методами.
Уксусная кислота
Лучше использовать уксусную кислоту на 70%. Тогда результат будет более ощутимым. Если ржавчины немного, то иногда достаточно и обычного столового 9-процентного уксуса.
Для удаления коррозии и «налета времени» необходимо выполнить несколько простых шагов:
- Налить в глубокую емкость необходимое количество уксусной кислоты, чтобы она полностью покрывала инструмент.
Полезно! Для такой обработки лучше всего использовать пластиковый контейнер, который плотно закрывается крышкой.
- Уложить в емкость ржавые изделия и закрыть все крышкой.
Скриншот видео с канала ARS Pro https://www.youtube.com/watch?v=0E6kY9JMggE
Инструменты нужно оставить в таком состоянии на несколько дней (продолжительность очистки зависит от интенсивности загрязнения). После этого можно открыть крышку. Под ней будет хорошо видна отслоившаяся ржавчина.
Важно! После очистки деталей уксусом необходимо промыть инструменты в растворе пищевой соды, чтобы снять кислотность.
Лимонная кислота и перекись водорода
На 100 мл воды потребуется 20 г лимонной кислоты (две упаковки) и 10-15 мл перекиси. Если добавить больше лимонной кислоты, то получится более концентрированный состав, что тоже допустимо.
Полезно! Лимонная кислота без перекиси водорода также эффективно против застарелой ржавчины.
Скриншот видео с канала OnlyKit. https://www.youtube.com/watch?v=0kKy9fpvo1Y
Процедура очистки очень простая. Сначала смешиваем состав в емкости и укладываем в нее инструмент. После этого оставляем все отмокать на 24 часа (тем не менее, первый результат виден уже через несколько часов). Жидкость становится темной, а количество ржавчины уменьшается.
Главное преимущество этого метода в том, что использованный раствор не нужно выливать. Достаточно процедить его через марлю или хлопковую ткань и использовать для других старых инструментов.
Скриншот видео с канала OnlyKit. https://www.youtube.com/watch?v=0kKy9fpvo1Y
Полезно! Перекись водорода желательно приобретать с большим процентом активного вещества. Однако и 3-процентной перекиси будет достаточно для удаления ржавчины.
Coca-Cola
Этот газированный напиток многие используют для очистки плит, налета в чайнике и много другого. Также Coca-Cola подойдет и для небольших инструментов, винтов, плашек. Очистка проводится очень просто:
- Наливаем в емкость (например, стеклянную банку) Колу.
Скриншот видео с канала Мужик с руками https://www.youtube.com/watch?v=vqZDA7SmMQE
- Кладем в жидкость заржавевшую деталь.
- Закрываем крышкой.
- Оставляем на сутки.
Лимоны
Для очистки достаточно разрезать несколько лимонов и выдавить из них сок в емкость. После этого в нее опускаем деталь. Остается только закрыть емкость крышкой, и подождать сутки.
Если говорить об эффективности лимона и Coca-Cola, то газированный напиток справится только с совсем свежей ржавчиной. Лимон является наиболее эффективным, правда для того, чтобы набрать достаточное количество лимонного сока для очистки молотка или другого крупного инструмента, потребуется сильно потратиться. Намного дешевле приобрести лимонную кислоту.
Скриншот видео с канала Мужик с руками https://www.youtube.com/watch?v=vqZDA7SmMQE
Серная кислота
Это вещество прекрасно справляется с окислением. Однако перед применением такого средства нужно растворить серную кислоту в воде, чтобы ее плотность составила 1,15 г/см 3 . Это важное условие, так как при повышенной концентрации вещества будет уничтожаться не только коррозия, но и сам металл.
Важно! Работать с серной кислотой можно только в защитных перчатках, очках и респираторе.
После приготовления раствора нужной плотности, достаточно окунуть в него деталь на 20-30 минут. После этого нужно хорошо очистить и промыть инструмент.
Это один из самых дорогостоящих вариантов. Для обработки металлических заржавевших деталей можно использовать излюбленный многими состав под названием WD-40. Он хорошо разъедает коррозию и начинает действовать практически моментально. Достаточно при помощи длинной насадки-носика нанести небольшое количество вещества на подвижные части детали.
Гидролиз
Подобный метод подойдет, если нужно очистить инструмент сложной формы, который состоит из большого количества деталей. Шкурить или чистить щеткой такие элементы бессмысленно, поэтому остается гидролиз. Его принцип заключается в очистке практически на молекулярном уровне. В процессе гидролиза выделяется водород, он способен быстро воспламеняться, поэтому при работе важно, чтобы помещение хорошо вентилировалось.
- Емкость для воды из диэлектрического материала (например, пластика).
- Кусок нержавеющей стали (например, часть новой трубы из нержавейки разрезанная пополам).
- Укладываем нержавеющую сталь в пластиковое ведро. Нержавейка должна располагаться вдоль стенки емкости, создавая тем самым своеобразный экран.
Скриншот видео с канала AutoManiac https://www.youtube.com/watch?v=YBYs6x_MFpU
- Подключаем зарядное устройство, чтобы на выходе получать напряжение около 9-12 Вольт. Чем сильнее будет подаваться ток, тем быстрее произойдет очистка.
- Жидкость будет немного пениться. Это нормальный процесс гидролиза.
- Оставляем в таком состоянии деталь на ночь.
После этого остается извлечь инструмент и очистить его от отслаивающейся ржавчины. Для обработки простых инструментов данный метод является трудоемким. А вот для крупных элементов (например, проржавевших тисков) подойдет отлично. Также таким методом можно очищать детали авто. Для пассатижей, винтов, болтов и прочего стоит выбирать более простые способы очистки, описанные выше. Самым лучшим вариантом является лимонная кислота и уксус.
Communities › Кузовной Ремонт › Blog › Очистка ржавчины электрохимическим способом и гальваническая оцинковка металла. Часть 1.
Здравствуйте.
Кому лень читать много текста — в конце есть краткий ИТОГ.
ЧАСТЬ №1.
——————-
КРАТКО О СТАТЬЕ: попробовал очистить ржавчину с применением различных химикатов и электричества. После попробовал гальваническую оцинковку металла.
——————-
Заинтересовал метод электрохимической очистки ржавчины и гальваническое цинкование металла применительно к кузову автомобиля, когда нет возможности снять деталь и поместить её в гальваническую ванну. Перед тем как попробовать на практике, проштудировал интернет на эту тему и был разочарован. В сети на первый взгляд много статей, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что публикуется одна и та же статья, немного изменённая на каждом сайте, чтобы скрыть плагиат. К тому же, в интернете есть противоречивая информация, например, на одних сайтах пишут:
[Нельзя применять уничтожители ржавчины, т.к. они образовывают плёнку из фосфатов, которая будет препятствовать последующему цинкованию. Вместо них нужно применять ортофосфорную кислоту.]
При этом в других источниках пишут:
[Ортофосфорную кислоту для очистки ржавчины тоже применять нельзя.]
На drive2 конечно есть полезные статьи на эту тему, тем не менее после долгих поисков и чтения различных форумов, так и не смог найти ответы на некоторые вопросы, поэтому решил сам попробовать различные варианты и материалы и выбрать для себя что-то одно, с чем и буду работать дальше.
И хоть результат моего эксперимента оказался не вполне завершённым, некоторые вопросы и сомнения всё же были разрешены. Итак.
Кратко, суть метода электрохимической очистки ржавчины и гальванического цинкования металла: уничтожаем ржавчину разъедающими химикатами и одновременно пропускаем по очищаемой поверхности ток для усиления эффекта очистки. Далее к очищенному металлу автомобиля прикладываем «кусок из металла-Цинка» и пропускаем ток от Цинка к металлу авто. Ток начинает отрывать ионы цинка, и они прикрепляются к поверхности металла авто, таким образом образуется защитное, тонкое покрытие из цинка, которое первым «берёт на себя удар» окисления и последующей ржавчины. При этом цинк ржавеет намного медленнее чем сталь, чем хорошо защищает стальной кузов авто от ржавчины.
ЭТАП I. Очистка от ржавчины.
Для очистки от ржавчины протестировал следующие материалы:
1. Кальцинированная сода. В виде порошка. Цена 0,8$ (40р.).
2. Средство для чистки труб «КРОТ». В виде порошка, состоит из едкого натра (гидроксид натрия) который является щёлочью. Цена 0,3$ (20р.).
3. Средство для чистки труб «КРОТ». В жидком виде, состав то же едкий натр + антикоррозионная добавка. Цена 1,1$ (80р.).
4. Ортофосфорная кислота. Цена 6,7$ (400р.) за 1 литр.
5. Серная кислота. В виде электролита для свинцово-кислотных АКБ. Цена 1,0$ (60р.).
Средства 1, 2 и 3 продаются в хозяйственных магазинах. Орт.фосф. кислоту купил в специальном магазине химических реагентов, но народ использует паяльную кислоту на основе ортофосфорной из магазинов радиодеталей. Электролит не проблема купить в автомагазине. Обычно его состав 35% серной кислоты, и 65% дистиллированной воды.
Сначала подготовил растворы, т.к. все эти 5 средств нужны в жидком виде. Средства 1 и 2 растворял в воде. По пропорциям не скажу, просто сыпал немного порошка в воду и хорошо перемешивал. Если все крупинки растворились – досыпал ещё. Когда порошок переставал растворяться – значит раствор уже насыщен по максимуму и готов к применению. Средства 3, 4 и 5 использовал прямо в исходном виде.
Далее изготовил электрод для очистки ржавчины, лучше чтобы он был из нержавейки.
Купил в строительном магазине шпатель из нержавейки. Проверил магнитом – нержавейка не магнитится. Вырезал из шпателя удобный кусок, загнул, просверлил дырку для надёжного крепления провода. Провод припаял и замотал. См.фото ниже.
Далее взял ржавую стальную ленту, 1-1,5мм толщиной, её и буду очищать. Фото:
Сначала ленту почистил от ржи 400 наждачкой и обезжирил. Фото:
Как видно по фото, поверхность на первый взгляд чистая, но ржавчина осталась в мелких бороздках и кратерах. Если дальше продолжать счищать ржу механическими способами до чистого металла – самому металлу лучше не станет, в автомобиле он и так тонкий. А перед грунтовкой/покраской авто, необходимо ржу вычистить полностью, иначе какой бы не был слой шпаклёвки и грунта, если под ним осталась необработанная ржавчина – она полюбому будет распространяться дальше, даже под слоем ЛКП.
Теперь принципиальная схема очистки с помощью электрода:
Электрод нужно обмотать тканью. Во-первых это предотвратит короткое замыкание при соприкосновении нержавейки с мет.пластиной. Во-вторых, эта ткань должна пропитываться раствором средства. Я взял поролон, он был тонковат для дела, зато не оставляет ворсинок. В качестве источника питания использовал лабораторный БП. Он позволяет ограничить силу тока (А — амперы), и регулировать напряжение (V — вольты). Но можно использовать и обычный АКБ с подключённой последовательно лампочкой на 12V – для регулировки силы тока и исключения кор.замыкания в случае порвавшейся тканевой прокладки. Кстати, мой поролон быстро приходил в негодность, на каждое из 5 средств и на каждую сторону я использовал новый кусок поролона.
При работе я подключал крокодильчиком минус БП на мет.пластину. Плюс подключал к электроду. На источнике питания при чистке от ржавчины нужно ставить ограничение в 1,5 – 3А чтобы напряжение получилось 11-13V. Эти величины взаимозависимые, я ставил ограничение 2А которое дало напряжение в 8-9V.
Далее обмакивал электрод в раствор и прикладывал его к пластине,
[Прочитал в интернете: при гальванической оцинковке важно чтобы раствор не попадал на провод (мой-медный), который припаян к пластине-нержавейке.]
и я тупо следовал этому правилу не только при оцинковке, но и при очистке.
Итак, эксперимент начался. Для начала я решил проверить, а нужен ли вообще ток или растворы сами по себе могут очистить ржавчину? Для этого я взял другой кусок этой металлической пластины, который вообще ничем не чистил заранее. Обмакнул электрод в средство 3 (крот жидкий) и провёл 8 раз по металлу. См. фото. Далее я подключил ток (минус на пластину, а плюс на электрод), и тем же средством, опять прошёлся 8 раз, но в другом месте пластины. Результат очевиден, см. фото!
Далее я подумал, раз ток идёт от плюса к минусу, значит электроны отрываются от нержавеющего электрода и идут в направлении к пластине. А что если поменять полярность, чтобы электроны отрывались от пластины и вместе с собой «увлекали» ржавчину? Вроде логично, поменял полярность (плюс на пластину, а минус на электрод) и провёл 8 раз в другом месте. Эффект тоже очевиден (хуже очищает) на фото:
Основные способы очистки металлической поверхности от ржавчины
Опубликовано: 15.07.2015 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт
Перед покраской любая металлическая поверхность должна быть тщательно обработана. Существует множество технологий, позволяющих осуществить этот процесс наиболее эффективно. Но главной проблемой при его реализации является наличие на металле коррозионных последствий, а именно ржавчины.
Коррозионные проявления на металлической поверхности металла бывают разных видов. К ним относятся:
- Пятна коррозионного происхождения, имеющие достаточно большую поверхность покрытия без глубинных проникновений.
- Коррозионные точки, наоборот, не распространяющиеся на большую площадь поверхности металла, но глубоко проникающие внутрь.
- Коррозионные процессы, происходящие под поверхностным покрытием (например, краской). Краска в процессе интенсификации коррозии может иметь вспученный вид, но бывают случаи, когда только после окончательного разрушения металла можно визуально зафиксировать очаг поражения.
Существуют следующие виды удаления ржавчины и подготовки материала к последующей обработке:
В результате термической обработки металлической поверхности металла, для которой применяется специальная кислородно-ацетиленовая горелка, уничтожается почти вся прокатная окалина. Недостаток этого метода заключается в том, что вот как раз ржавчина посредством этого способа удаляется не в полном объеме. Именно по этой причине подобная технология практически не применятся при проведении покрасочных работ.
Более эффективным методом обработки металла является использование для очистки его поверхности химических веществ. В этих целях применяют, как правило, наиболее активные элементы. Химические средства, которые удаляют ржавчину с обрабатываемого объекта, подразделяются на следующие виды:
- Смываемые вещества. При их применении необходимо учитывать, что соприкасаясь с водой, они способны спровоцировать новые коррозионные процессы. Чтобы предотвратить появление ржавчины, обработанная химическим составом металлическая поверхность, должна быть подвергнута тщательной просушке и покрыта антикоррозионными средствами.
- Несмываемые вещества. Их в профессиональной сфере называют грунт-преобразователями. Использование этого метода позволяет преобразовать ржавчину на металле в грунт, который является защитным слоем. Хотя специалисты не могут эту структуру в полной мере назвать грунтом, тем не менее, она не требует дальнейшей обработки в виде промывки, так как в процессе не присутствует непосредственный контакт с водой.
На практике для снятия ржавчины используют следующие химические вещества:
- 5%-ный водный раствор соляной и серной кислоты. При его использовании, в обязательном порядке, необходимо добавлять вещество, замедляющее активность химического процесса (ингибитор). Как правило, применяют уротропин (0,5 г. на 1 литр раствора). В случае отсутствия ингибитора растворится не только ржавчина, но и сам металл.
- Ортофосфорная кислота. В результате нанесения на металлическую поверхность этого вещества (15-30% раствор) вся ржавчина превращается в твердую структуру. Такой результат получается из-за того, что в результате химической реакции образуется ортофосфат железа, который и является своеобразным защитным слоем. Чтобы процесс был более эффективным, следует добавлять винную кислоту (15 мл. на 1 литр) или бутиловый спирт (4 мл. на 1 литр).
- Вазелиновое масло (100 мл.) и молочная кислота (50 г.). Этой специальной смесью покрывают металлические поверхности с повышенным содержанием ржавчины. За счет присутствия в растворе кислоты ржавчина превращается в соль (лактат железа), которая растворяется в вазелиновом масле.
Тем не менее, самым эффективным методом зачистки ржавых металлических поверхностей является ее механическая обработка. Этот процесс, как правило, осуществляется ручным способом или с применением вспомогательного механического инструмента.
В современной практике существуют следующие механические методы удаления ржавчины с поверхности металла:
- Очистка с помощью щеток, изготовленных из проволок. Этот процесс осуществляется вручную. Он используется в местах, покрытых ржавчиной в большом количестве, а также при обработке сварных соединений и швов. Качество такой зачистки невысокое: остается окалина, а также присутствует много пыли.
- Обработка металлической поверхности металла с помощью абразивного инструмента. Как правило, используются шлифовальные диски. При применении инструмента высокого качества достигается практически 100% – ная эффективность. Однако и у этого метода имеются серьезные недостатки. К ним относятся: высокие требования к профессиональным качествам работника, а также большой расход материалов достаточно высокого качества.
- Обработка металлической ржавчины с помощью пескоструйного устройства. Этот метод предполагает нагнетание в зону поражения коррозионными процессами песка, выпущенного под напором. Установка, используемая в этих целях, имеет достаточно простую конструкцию и состоит из пистолета (пескоструйный), резервуара с песком и компрессора. Для устройства применяется речной или строительный песок, но обязательно в просушенном виде. Иногда этот материал используется вторично, но необходимо учитывать, что эффективность антикоррозийной обработки в этом случае уменьшается в разы. При этом количество пыли во столько же раз увеличивается. Этот метод особенно эффективен для зачистки от ржавчины мест, которые невозможно обработать наждачным инструментом или абразивными дисками. Кроме того, после использования подобной технологии поверхность металла очищается практически от всего нагара, старой краски и окалин.
- Водопескоструйная обработка металла (гидроабразивная). Металлическая поверхность подвергается одновременному воздействию водной струи и абразивного инструмента. Этот метод является промышленным. Отсутствие мобильности является одним из его недостатков. Гидроабразивный способ удаления коррозионных проявлений на металле осуществляется в трех режимах, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Они функционируют под сверхвысоким, высоким и низким давлением.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.